История 7 класс. Учитель ВКК Николенко Нина Яковлевна методика
Тема: Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Окончание Северной войны. ( Урок истории с применением компьютерных технологий).
Цель: Рассказать о становлении морского могущества России и роли морских побед в завершении войны. Подчеркнуть, что подписав Ништадтский мир, Россия вышла в Балтийское море и стала сильной морской державой. Воспитывать у учащихся любовь к родине, уважение к историческим личностям, умножающим могущество родной страны. Развивать навыки работы с текстом, умения работать с документом, анализировать карту.
Понятия: линейный корабль, фрегат, эскадра.
Оборудование: компьютер; документальный кинофильм Л. Парфенова « Российская империя», диск 1, серия 2 « Петр I», часть 4 (фрагмент); раздаточный материал « Историческое лото»; отрывок из документа « Из манифеста Петра о присоединении Эстляндии к России»; карта « Северная война». ( понятия к кинофильму: переволока, абордажная атака, триумфальная арка, Стокгольм).
Основные даты: 1700 – 1721гг.—Северная война; 1709 г. – Полтавская битва; 1711г – Прутский поход; 1714г.—Гангутское сражение; 1720г.—сражение у о. Гренгам; 1721г.—Ништадтский мир.
План.
1. Создание морского флота России. Гангутское сражение. 2. Перехват русским флотом инициативы на море. Сражение у о. Гренгам. 3. Ништадский мир. Провозглашение России империей.
Ход урока.
Орг.момент. (слайд 1) 1. Изучение нового материала.
1.Создание морского флота России. Гангутское сражение. -Полтавская победа изменила расстановку сил в войне. Дания и Польша вновь возобновили союз с Россией, а затем к ним присоединилась Пруссия .Однако, активных военных действий они не вели Карл XII, бежавший в Турцию после поражения под Полтавой, сумел убедить турецкого султана в необходимости начать войну против России В 1711г Турция объявила России войну . Прутский поход для Петра окончился неудачно. Россия потеряла Азов. Петр возвращается и активно строит флот на Балтике ,он готовится к новому сражению, на море. 27 июля 1714г. русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. Победа вызвала переполох не только в Швеции, но и во всей Европе.
(Демонстрация фрагмента документального кинофильма Л Парфенова « Российская империя», серия 2, Петр1).(слайд 2)
2. Перехват русским флотом инициативы на море. Сражение у о. Гренгам. -Гангутская победа позволила русскому флоту развернуть оперативные действия на Балтике.(карта) 27 июля 1720г. – сражение у о. Гренгам ( Аландские о-ва). Победа! (русские имели 90 гребных судов, 52 пушки; шведы—14 парусных кораблей, 156 пушек). Блестящая операция генерал-фельдмаршала М.М. Голицина. Реакция Англии. Англичане не решились вступить в бой на стороне Швеции.
3.Ништадский мир. Провозглашение России империей. Победа после Гренгама заставила шведов пойти на мирные переговоры, завершившиеся заключением Ништадского мира. ( анализ карты, земли, отошедшие к России) Заслуга Остермана в заключении мирного договора. ( сообщение учащегося об Андрее Ивановиче Остермане—Генрих Иоганн Фридрих (1686-1747) Выход к морю. Превращение России в мировую державу. Провозглашение Петра императором. Значение этого события для российской политики.
2. Закрепление изученного материала.
1. Анализ документа: отрывок из манифеста Петра I о присоединении Эстляндии к России. 1710г. (уч. с. 114) ? 1. Чем объясняет царь Петр в своем манифесте присоединения Эстляндии к России?
2. Чем можно объяснить победу русских на море? 3. Пользуясь текстом учебника и картой, оцените итоги Северной войны для каждого из ее участников?
4.Выполни тестовое задание: Нужно соотнести имена выдающихся личностей эпохи Петра с событиями в которых они принимали участие. 1) Голицин М.М. 1) Полтавская битва; 2) Меньшиков А. Д 2) Гангутское сражение. 3) Остерман А. И. 3) Ништадский мир.
( Ответы : 12, 21, 33 ) (слайд 3)
3. Повторение раннее изученного материала.
Игра « Историческое лото»
Условия игры: Перед учащимися появляются портреты царей династии Романовых, правивших в 17-18 вв. 1) Расставьте портреты царей в хронологической последовательности их правления. 2) Кто был отцом Петра I ? 3) Кто был дедом Петра? 4) Назовите внуков Петра. Кто правил первым? 5) Когда правила дочь Петра?
4. Отрывок из поэмы А. С. Пушкина « Полтава».
…И он промчался пред полками, Могуч и радостен как бой. Он поле пожирал очами. За ним во след неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова— В пременах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны:
|
|