|
Обществознание 6 класс Учитель истории и обществознания Николенко Н.Я. методика
Интегрированный урок с применением компьютерных технологий.
Тема: На пути к жизненному успеху. Цель: Сформировать у учащихся представление о понятии «образ жизни», о составляющих жизненного успеха. Подсказать как школьники уже сегодня должны готовиться к выбору профессии. Формировать знания, необходимые для социальной адаптации в обществе. Развивать познавательный интерес, критическое мышление, объективно воспринимать социальную информацию. Учить анализировать. Содействовать развитию компетенции в различных сферах жизни. Воспитывать гражданскую ответственность, трудолюбие, уважение к мнению одноклассников.
Оборудование: Компьютер; запись на диск; плакат, изготовленный учащимися, рисунки учеников..
Понятия: Слагаемые жизненного успеха; успешный человек; привычка к труду; подготовка к выбору профессии.
План. 1.Слагаемые жизненного успеха. 2.Привычка к труду помогает успеху. 3.Готовимся выбирать профессию.
1. Изучение нового материала. Обсудим вместе:( Беседа по вопросам) 1) Как найти дело по душе? 2) Нужно ли планировать свою жизнь? 3)В чем смысл поговорки « Терпение и труд все перетрут»? 4) Какой образ жизни можно назвать достойным? 1. Слагаемые жизненного успеха. ( Вступительное слово учителя). Человека на протяжении веков занимал вопрос-загадка: « В чем наше благо?» Что нужно для счастливой и благополучной жизни? Еще опыт древних доказал, что убедить человека путем рассуждений в чем-то определенном нельзя, как невозможно научить его быть счастливым и любить. Этому человека учит собственный жизненный опыт, подсказывает разум. Одни видели смысл жизни в удовольствиях. Другие предлагали ограничиться лишь удовлетворением самых необходимых потребностей (в еде, сне), а счастье видели в самом человеке его внутреннем мире. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» (с.90-91 учебника) Учащиеся читают об античном философе Диогене, который жил в бочке, отказывался от имущества и благ. Своих учеников мудрец убеждал, что только полная независимость от всех внешних условий может составить человеку счастье и дать ему благополучие. 1).Ты поддерживаешь или опровергаешь подобный образ жизни? 2).Приведите примеры, когда выдающиеся жители Древней Греции и Рима придерживались иной точки зрения на жизнь. Сообщения учащихся: Солон. В 594г. до н. э. древние афиняне единодушно избрали архонтом Солона. Его наделили большой властью. О новом правителе говорили немало хорошего: он был исключительно честен, одарен умом, писал стихи. Всю жизнь Солон учился, пополняя свои обширные знания. «Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь», -- писал он о себе. Прежде всего, Солон отменил жестокие законы Дракона. Затем он повелел выкинуть с полей долговые камни. Отныне сделавший новый долг бедняк отвечал за его выплату всем своим имуществом, но даже если имущества не хватало, то должника запрещалось обращать в рабство. Солон распорядился отпустить на волю всех должников на своей родине. Тех же, кто был продан за море, он велел отыскать и выкупить за деньги государства… 1) Почему Солон вызвал недовольство и знати и демоса? 2) Что хорошее и полезное совершил он в своей жизни? Тиберий Гракх. Проезжая по Италии, Тиберий заметил, что везде, на всех работах работают рабы. Тиберий встревожился, понимая, как опасно скопление невольников. К тому же, разорение земледельцев ослабляло военное могущество Рима. Вернувшись в Рим, он стал добиваться должности народного трибуна. Тиберия выбрали народным трибуном. В 133г. до н. э. Тиберий предложил принять закон, по которому, излишки земли отбирались у богатых и небольшими участками передавались бедным гражданам без права продажи. Однако, утвердить этот закон не удалось. Рабовладельцы яростно сопротивлялись. Стремясь опорочить Тиберия, они заявляли, что его цель—не благо бедняков, а смута и захват власти. Противники передела земли спровоцировали беспорядки, в результате которых Тиберий был убит. Его брат --Гай Гракх ,продолжил дело Тиберия, но утвердить закон не удалось. 1) Почему сенаторы сопротивлялись принятию и проведению закона? 2). Почему Гай Гракх продолжил дело брата, хотя знал, что это опасно? 3)На основании примеров скажите, какай образ жизни вы поддерживаете или опровергаете. Почему? 4) В чем цель и смысл жизни? 5) Как добиться успеха? 2. Привычка к труду помогает успеху. -Человек определяет путь к жизненному успеху .Одни видят его в полной материальной обеспеченности, другие—в полезном труде, где только и может проявиться творческая личность. Прочитать стихотворение (учебник с 91). Жизни для того на свете нет, Кто ищет пищу в суете сует, Кто лишь до плоти ищет пропитанья, Пренебрегая пищею познания. Не очень сходны меж собою тот, Кто суть познал ,и тот ,кто познает. Порвите ж цепь, свободу обретая, Хоть может , эта цепь и золотая. 1). В чем хочет убедить поэт своих читателей? 2). Как ты думаешь, материальное богатство, деньги освобождают или закабаляют? 3). Могут ли только они обеспечить счастье, успех и полноту жизни человека? Чтение небольшого отрывка самостоятельно (учебник, с. 92).
Успех, благополучие в жизни во многом зависит от готовности и привычки к труду, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. (записывают в тетрадь). Применение компьютера. Высвечивается высказывание К. Д. Ушинского: «Если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью….или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения». 1).Как вы понимаете слова К. Д. Ушинского?
3. Готовимся выбирать профессию. Просмотр рисунков по теме «Человек и его деятельность» (компьютерные рисунки и на бумаге). 1).Почему вы выбрали этот вид деятельности? 2).Какая вам профессия по душе? 3).как вы думаете, поможет ли вам ваш жизненный опыт или опыт ваших родителей в выборе профессии? 4).Что такое призвание? (Учащиеся подводятся к выводу о том, что одно из слагаемых жизненного успеха—это способность найти свое призвание и реализоваться в нем. Прежде всего необходимо определить и осмыслить свои личностные возможности, способности, дарования, на их основе развить склонности, которые затем могут стать призванием. ) Работа с рубрикой «Жил на свете человек» 1).Что восхищает в этом человеке? 2).Какие качества проявил Норов, чтобы достичь жизненного успеха? 3).Чему мы должны учиться у Норова? Вывод: Успеху в жизни во многом способствует трудолюбие, целеустремленность и воля
Высказывания о труде.(Демонстрируются на сайте). Труд побеждает все. (Гомер) Безделье ускоряет наступление старости, труд же продлевает нашу молодость. (Цельс). Труд, который нам приятен, излечит горе. (Шевроль)
11. Закрепление изученного материала. 1). В чем человек видит свое счастье? 2). Что сопутствует успеху в жизни? 3) Как выбрать свое дело? 4) Можно ли в работе видеть смысл жизни?
111.Домашнее задание. 1.п.10, с.90-93. 2.Взять интервью у родителей. Попросите их рассказать о профессии. 3.Творческое задание. Представьте, что вы корреспондент. Составьте вопросы для будущего интервью по теме урока.
Подведение итогов фильм
|