Обществознание 6 класс    Учитель истории и обществознания  Николенко Н.Я.        методика

            

                  Интегрированный  урок с применением компьютерных

                          технологий.

 

Тема: На пути к жизненному успеху.

Цель: Сформировать у учащихся представление о понятии «образ жизни»,

              о составляющих жизненного успеха. Подсказать как школьники уже

             сегодня должны готовиться к выбору профессии. Формировать

             знания, необходимые для социальной адаптации в обществе.

             Развивать познавательный интерес, критическое мышление,

             объективно воспринимать социальную информацию. Учить

             анализировать. Содействовать развитию компетенции в

             различных сферах жизни.

             Воспитывать гражданскую ответственность, трудолюбие,

             уважение к мнению одноклассников.

            

Оборудование: Компьютер; запись на диск; плакат, изготовленный учащимися, рисунки учеников..

 

Понятия: Слагаемые жизненного успеха; успешный человек; привычка к труду; подготовка к выбору профессии.

 

                                    План.

1.Слагаемые жизненного успеха.

2.Привычка к труду помогает успеху.

3.Готовимся выбирать профессию.

 

1. Изучение нового материала.

     Обсудим вместе:( Беседа по вопросам)

   1) Как найти дело по душе?

   2) Нужно ли планировать свою жизнь?

   3)В чем смысл поговорки « Терпение и труд все перетрут»?

   4) Какой образ жизни можно назвать достойным?

1. Слагаемые жизненного успеха.

         ( Вступительное слово учителя).

   Человека на протяжении веков занимал вопрос-загадка: « В чем наше благо?» Что нужно для счастливой и благополучной жизни? Еще опыт древних доказал, что убедить человека путем рассуждений в чем-то определенном нельзя, как невозможно научить его быть счастливым и любить. Этому человека учит собственный жизненный опыт, подсказывает разум.

Одни видели смысл жизни в удовольствиях.

Другие предлагали ограничиться лишь удовлетворением самых необходимых потребностей (в еде, сне), а счастье видели в самом человеке его внутреннем мире.

       Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»  (с.90-91 учебника)

Учащиеся читают об античном философе Диогене, который жил в бочке, отказывался от имущества и благ. Своих учеников мудрец убеждал, что только полная независимость от всех внешних условий может составить человеку счастье и дать ему благополучие.

1).Ты поддерживаешь или опровергаешь подобный образ жизни?

2).Приведите примеры, когда выдающиеся жители Древней Греции и Рима  придерживались иной точки зрения на жизнь.

       Сообщения учащихся:

Солон.

  В 594г. до н. э. древние афиняне единодушно избрали  архонтом Солона. Его наделили большой властью. О новом правителе говорили немало хорошего: он был исключительно честен, одарен умом, писал стихи. Всю жизнь Солон учился, пополняя свои обширные знания. «Стар становлюсь, но всегда  многому всюду учусь», -- писал он о себе.

Прежде всего, Солон отменил жестокие законы Дракона. Затем он повелел выкинуть с полей долговые камни. Отныне сделавший новый долг бедняк отвечал за его выплату всем своим имуществом, но даже если имущества  не хватало, то должника запрещалось обращать в рабство. Солон распорядился отпустить на волю всех должников на своей родине. Тех же, кто был продан за море, он велел отыскать и выкупить за деньги государства…

  1) Почему Солон вызвал недовольство и знати и демоса?

  2) Что хорошее и полезное  совершил он в своей жизни?

Тиберий Гракх.

  Проезжая по Италии, Тиберий заметил, что везде, на всех работах работают рабы. Тиберий встревожился, понимая, как опасно скопление невольников. К тому же, разорение земледельцев ослабляло  военное могущество Рима. Вернувшись в Рим, он стал  добиваться должности народного трибуна. Тиберия выбрали народным трибуном. В 133г. до н. э. Тиберий предложил принять закон, по которому, излишки земли отбирались у богатых и небольшими участками передавались бедным гражданам  без права продажи.

Однако, утвердить этот закон не удалось. Рабовладельцы яростно сопротивлялись. Стремясь опорочить Тиберия, они заявляли, что его цель—не благо бедняков, а смута и захват власти. Противники передела земли спровоцировали  беспорядки, в результате которых Тиберий был убит. Его брат --Гай Гракх ,продолжил дело Тиберия, но утвердить закон не удалось.

1) Почему сенаторы сопротивлялись принятию и проведению закона?

2). Почему Гай Гракх продолжил дело брата, хотя знал, что это опасно?

3)На основании примеров скажите, какай образ жизни вы поддерживаете или опровергаете. Почему?

4) В чем цель и смысл жизни?

5) Как добиться успеха?

2. Привычка к труду помогает успеху.

-Человек определяет путь к жизненному успеху .Одни видят его в полной материальной обеспеченности, другие—в полезном труде, где только и может проявиться творческая личность.

  Прочитать стихотворение (учебник с 91).

                     Жизни для того на свете нет,

                     Кто ищет пищу в суете сует,

                     Кто лишь до плоти ищет пропитанья,

                     Пренебрегая пищею познания.

                     Не очень сходны меж собою тот,

                     Кто суть познал ,и тот ,кто познает.

                     Порвите ж цепь, свободу обретая,

                     Хоть может , эта цепь и золотая.

1). В чем хочет убедить поэт своих читателей?

2). Как ты думаешь, материальное богатство, деньги освобождают или закабаляют?

3). Могут ли только они обеспечить счастье, успех и полноту жизни человека?

    Чтение небольшого отрывка самостоятельно (учебник, с. 92).

 

Успех, благополучие в жизни  во многом зависит от готовности и привычки к труду, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой.  (записывают в тетрадь).

     Применение компьютера. Высвечивается высказывание К. Д. Ушинского:

«Если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью….или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения».

1).Как вы понимаете слова К. Д. Ушинского?

 

3. Готовимся выбирать профессию.

     Просмотр рисунков по теме «Человек и его деятельность» (компьютерные рисунки и на бумаге).

 1).Почему вы выбрали этот вид деятельности?

 2).Какая вам профессия по душе?

 3).как вы думаете, поможет ли вам ваш жизненный опыт или опыт ваших  родителей в выборе  профессии?

 4).Что такое призвание?

 (Учащиеся подводятся к выводу о том, что одно из слагаемых жизненного успеха—это способность найти свое призвание и реализоваться в нем. Прежде всего необходимо определить и осмыслить свои личностные возможности, способности, дарования, на их основе развить склонности, которые затем могут стать призванием. )

    Работа с рубрикой «Жил на свете человек»

1).Что восхищает в этом человеке?

2).Какие качества проявил Норов, чтобы достичь жизненного успеха?

3).Чему мы должны учиться у Норова?

   Вывод: Успеху в жизни  во многом способствует трудолюбие, целеустремленность и воля

 

   Высказывания о труде.(Демонстрируются на сайте).

  Труд побеждает все. (Гомер)

  Безделье ускоряет наступление старости, труд же продлевает нашу молодость. (Цельс).

  Труд, который нам приятен, излечит горе. (Шевроль)

 

11. Закрепление изученного материала.

   1). В чем человек видит свое счастье?

   2). Что сопутствует успеху в жизни?

   3) Как выбрать свое дело?

   4) Можно ли в работе видеть смысл жизни?

 

111.Домашнее задание.

   1.п.10, с.90-93.

   2.Взять интервью у родителей. Попросите их рассказать о профессии.

   3.Творческое задание. Представьте, что вы корреспондент. Составьте вопросы для будущего интервью по теме урока.

 

   Подведение итогов                                                         фильм

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Сайт создан в системе uCoz