МОУ Писаревская сош презентация методика Урок на тему: «Понятие о сложноподчинённом предложении. Строение сложноподчинённого предложения, средства связи его частей.» 9 класс Учитель русского языка и литературы Мотузок Валентина Петровна.
2011год
Тема урока: Понятие о спп. Строение сложноподчинённого предложения, средства связи его частей. Тип урока: урок усвоения нового материала. Цели урока: учить видеть спп в тексте и средства связи его частей, расставлять знаки препинания, строить схемы; развивать умение переконструировать предложения, анализировать и делать обобщающие выводы; формировать навыки исследовательской деятельности, пунктуационные и орфографические умения; воспитывать положительное отношение к учению, желание учиться; содействовать созданию в ученическом коллективе положительного психологического климата. Оборудование: учебники, тетради, мультимедийный проектор (презентация), карточки, тексты стихотворений А.Блока. Ход урока. 1. Словарно-орфографическая работа. а) Словарный диктант. «Угадай слово». .Отсутствие знаний, некультурность. (Невежество) . Готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания. (Милосердие) . Обман чувств, нечто кажущееся. (Иллюзия) . Человечный, отзывчивый, отличающийся любовью к людям. (Гуманный) . Краткое, выразительное, мудрое изречение. (Афоризм) (Уч-ся читают, записывают, проверяют).
Невежество, милосердие, иллюзия, гуманный, афоризм. Звонит, красивее, завидно, форзац, каталог. Изредка, плеснёт, блестело, усеивали, пролетающим (облаком).
б) Произнесите слова в соответствии с нормами русской орфоэпии: звонит, красивее, завидно, форзац, каталог. в) дайте «имя» орфограмме: изредка, плеснёт, блестело, усеивали, пролетающим (облаком). 2. Словообразовательный разбор. Запишите предложение под диктовку. А в заречье, куда медленно сваливалась туча, уже висела над синими лесами оранжевая радуга. Определите способ словообразования слова медленно (1 шаг – определить часть речи, 2шаг – от слов какой части речи образуются наречия? 3 шаг – «отрезаем» ту часть слова, которая в словообразовании не участвует, 4 шаг - накладываем методом кальки слова и называем способ словообразования). Подчеркните грамматические основы. Обозначьте союз. Объясните постановку запятой. Какое это предложение, сложное или простое? Сложное сложносочинённое или сложное сложноподчинённое? Как узнали? Так о чём пойдёт речь на уроке? 3. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетрадь. Тема урока. Цели. 4. Работа по теме урока. Учитель. Со сложноподчинённым предложением вы уже, конечно, знакомы. Сегодня мы продолжим это приятное знакомство. Ваша главная задача – узнать спп в тексте, а узнаём мы спп по ……подчинительным союзам. Повторите их. Что, чтобы, если, когда, потому что, ибо, так как, пока, едва, как только, будто, словно, хотя, как, в то время как, с тех пор как, ли. Сложноподчинённое предложение состоит из главной и придаточной части, придаточная часть начинается с союза. А) Работа с учебником. Работа по учебнику. №79. Какие предложения вам даны? Запишите 3 предложения, расставьте знаки препинания, подберите схемы к предложениям. Проверка. Чтение предложений с запятыми. Демонстрация выбранных уч-ся схем. Какое знание помогло вам расставить знаки препинания в спп? Б) Работа с поэтическим текстом. Работа в группах. Учитель. Ребята, как вы думаете, в каком стиле речи наиболее частотны спп? ( В научном, их там 60%). А насколько часты они в поэтическом тексте, давайте посмотрим на примере стихотворений А.Блока, поэта Серебряного века. Спп раскрывают многообразие связей, зависимостей и отношений между явлениями отображаемой жизни, отношения причинно-следственные, целевые, условные, уступительные, временные… Прочитайте отрывки из стихотворений поэта, посвящённых его будущей жене, Л.Д.Менделеевой. Найдите спп. Выберите и покажите схему. Фотография А. Блока, Л. Менделеевой. Справка о Границах Серебряного века. 1группа Карточка 1. Приближений, сближений, сгораний- Не приемлет лазурная тишь… Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш. «Мы встречались с тобой на закате» Найдите спп, как вы его узнали? Назовите главную и придаточную части. Покажите схему. Какой цвет вы видите в стихотворении? (Лазурный – это голубой). Какие ассоциации вызывает у вас этот цвет? Голубой (небо, море, покой, духовность, высота, холодность). В голубых одеждах изображали Деву Марию. Прекрасная Дама в стихотворении и во всём цикле предстаёт перед нами строгая, величавая. Слились воедино молодость, красота, величие, духовность, возвышение до святости. Таково восприятие первой любви лирическим героем. 2группа Карточка 2. Так пел её голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. «Девушка пела в церковном хоре». Найдите спп. Как вы его узнали? Назовите главную и придаточную части. Покажите схему. Цвет? (Белый). Ассоциации? . Белый. Начало, ясность, мудрость, чистота, целомудрие, покой, духовность, святость, истина, просветлённость. Блок подчёркивает душевную красоту образа Прекрасной Дамы. 3 группа Карточка №3. Радость ждёт сокровенного слова, И уж ткань золотая готова, Чтоб душа засмеялась моя… Какое перед вами предложение? Как узнали? Подберите схему. Какой здесь видите цвет? (Золотой). Какие ассоциации вызывает у вас жёлтый цвет? Учитель. Ребята, у Блока интерпретации жёлтого очень интересны. И если я смогла заинтересовать вас, то вы сможете самостоятельно заняться исследованиями. В) Работа с материалами к ГИА. Учитель. Давайте посмотрим, как полученные вами на уроке знания смогут вам пригодиться. Выполнение заданий типа В 6, В 7. 4. Итоги урока. Переконструирование. Запишите предложение. Терпенье – цветок, который растёт не в каждом саду. Какое оно? Как узнали? Перестройте его в простое с причастным оборотом. А в бессоюзное? Терпенье – цветок, растущий не в каждом саду. Терпенье – цветок, он растёт не в каждом саду. Спасибо, ребята, за работу. Домашнее задание. Составить опорную схему, в которой нужно отразить полученные на уроке знания по теории спп. Подарок каждому. Список подчинительных союзов. Что, чтобы, если, когда, потому что, ибо, так как, пока, едва, как только, будто, словно, хотя, как, в то время как, с тех пор как, ли, куда, оттого что, так что, в связи с тем что, для того чтобы, лишь только.
|