Моу Писаревская сош методика Внеклассное занятие на тему: "Психологическое восприятие цветовых образов" (на примере стихотворений Блока) Учитель русского языка и литературы Мотузок Валентина Петровна.
Цели занятия: Учить вдумчивому, осознанному чтению поэтического текста; анализировать прочитанный текст; видеть способы выражения авторской позиции. Развивать связную речь, критическое мышление, умение аргументировать; знание о символике в поэзии А.Блока, способность замечать цветовую гамму и понимать её смысловое выражение. Воспитывать эстетическую культуру учащихся. Содействовать положительному формированию психологического климата в ученическом коллективе. Круглый стол. 1. Выразительное чтение 3-4 стихотворений А. Блока. «Белой ночью месяц красный…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Тебя скрывали туманы…», «Вхожу я в тёмные храмы…» 2. О прототипе Прекрасной Дамы (сообщения подготовленных уч-ся). 1-й уч-ся. Вспоминает Л.Д. Блок: « Первый и единственный за все эти годы мой смелый шаг навстречу Блоку был вечер представления «Гамлета». Мы были в костюмах Гамлета и Офелии. Мы говорили о чём – то более личном, чем всегда, а главное: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора… в этой стране безумной Офелии… Как – то вышло, что после спектакля, ещё в костюмах, мы ушли с Блоком и очутились вдвоём Офелией и Гамлетом в этой звёздной ночи… « И вдруг звезда полночная упала». Эта «звезда полночная» сказала всё, что не было сказано». 2 -й уч-ся. « Я ждал вас час, два, три…Помните? Иногда вас совсем не было. Но, Боже мой, если вы были! Такая высокая, «статная», «морозная». Когда я догонял вас, вы оборачивались с необыкновенно знакомым движением в плечах и шее… Рука еле дотрагивалась. Когда я шёл навстречу, вы подходили неподвижно, я путался, говорил глупости, падал духом. И вдруг – очень редко – но было же это: тонкое слово, лёгкий шёпот, крошечное движение! Прощались вы тоже очень холодно. Один только раз мы ходили долго. Сначала пошли в Казанский собор, потом – в Исаакиевский. Вас поразила высота, громада, сумрак. Ходили по диагонали. Сидели на дубовой скамье…» 3. Демонстрируется фото А.А.Блока и Л.Д. Блок в костюмах Гамлета и Офелии. Учитель: Л.Д.Менделеева – Блок, жена поэта, Прекрасная Дама, которой посвящён цикл стихов «О Прекрасной Даме». 4. Сообщение темы и цели занятия. Вступительная часть. «Блок – символист. О символизме». Учитель. Каждый из нас по-своему воспринимает этот мир в зависимости от своего состояния и настроения. Мир мы слушаем, чувствуем, видим. Иногда восприятие длится всего миг, воспринимается неосознанно. Часто так воспринимается музыка, цвет. Вся наша жизнь наполнена цветом, который имеет целую гамму оттенков, пронизанных мудростью и знанием… И сегодня мы войдём в особый мир поэзии, наполненный звуками и цветовыми образами, благодаря которым мы чувствуем душу поэта. Сядьте удобно, закройте глаза, почувствуйте настроение музыкального отрывка, представьте его цветовую гамму. (Звучит классическая музыка). -Какие цвета вы увидели? -Ваши цветовые ассоциации? Сделаем предположение, что и сочетание звуков, и цвет входят в особое поле нашего восприятия, и на сознательном и бессознательном уровнях рождаются ассоциации, связанные с восприятием отдельных цветов. А поможет нам сейчас А.Блок. Наш класс превращается в творческую лабораторию цветоведов, которым предстоит разгадать загадку психологического восприятия цветовых образов поэта. Прислушайтесь для начала к себе: какого цвета сейчас ваше настроение? Запишите. - Итак, стихотворение Блока «Вступление». Обращаем внимание на цветовую гамму стихотворения. (Звучит стихотворение). Перед нами вымышленный и таинственный мир семнадцатилетнего Блока. Он влюблён. -Кто героиня этого стихотворения? -Почему она появляется только на закате и в вышине, находится в тереме? (Прекрасная Дама недоступна, поэт грустит о ней, восхищается ею. Прекрасная Дама – недостижимый идеал любви). -Прочитайте ещё раз стихотворение сами. -Какие цветовые эпитеты использовал поэт? (Красный, синий, белый). -Какие ассоциации возникают у вас с названными цветами? (Запись в карточке исследователя) На доске появляются карточки: синяя - белая Учитель: красный – основной цвет, пронизывающий весь цикл стихов о Прекрасной Даме (красные зори, красное пламя лампад, красная тайна) Символика цвета. Красный, тёмно – красный – напряжение, страсть, любовь, активность, агрессия, гнев, опасность. (На доске – красная карточка) Итак, красный – цвет любви, величия, но таит в себе опасность. (Уч-ся записывают в карточку, с каким понятием у них ассоциируется красный цвет). Часто в поэзии Блока красный цвет выступает в соседстве с голубым, золотым, белым. -Какие ассоциации возникают у вас с синим цветом? (Небо, море, совмещает ощущение возбуждения и покоя. С одной стороны, ощущение атмосферы сна, с другой, мир, спокойствие, вечность). Символика цвета. Синий. Успокоение. Духовность. Мир. Мудрость. Доверие. Вера. Покой. -Прислушайтесь к себе и запишите, чем для вас в этот момент является синий цвет? -Цвет задаёт тон стихотворению. Почему поэт выбрал именно эту цветовую гамму? - В стихотворении присутствуют и звуковые символы. Найдите их. Для чего их вводит автор? (Колокольный звон – очищение, преддверие чего-либо, начало. Стук в ворота – просьба открыть сердце, душу). Учитель. Прекрасная Дама – источник света, идеал для лирического героя. Он полон предчувствием любви и сосредоточен на главном: служении любви. В какие цвета вы бы окрасили свои первые чувства? Почему? Согласны ли вы с цветовым видением А. Блока? 17 января 1901г. Любовь Дмитриевна Менделеева позволила Блоку войти с нею в Казанский собор. И собор превратился в Храм служения Прекрасной Даме. Ученик читает стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи» О чём это стихотворение? Изменилась ли цветовая гамма? Какие краски добавились? Какие ассоциации возникли с новыми цветами? На доске карточка Белый - голубой Символика белого цвета: начало ясность освобождение мудрость чистота холод духовность целомудрие покой святость радость пустота Что, по-вашему, символизирует голубой? (Добавляет духовность, высоту, холодность). В голубых одеждах изображали Деву Марию, этот цвет олицетворял Единство Отца, сына и Святого духа. Прекрасная Дама предстаёт перед нами строгая, величавая. Слились воедино молодость + действие + красота + величие + духовность + возвышение до святости. Таково восприятие первой любви лирическим героем. Но жизнь идёт, миф рушится, и вот – новая встреча. Ученик читает стихотворение «Кармен». Прочитайте стихотворение ещё раз сами. Какие звуки сопровождают эту встречу? (Бубен (шаман) , а был колокольный звон) Каковы краски этого стихотворения? (Чёрный, красный, синий) Почему? Как изменились чувства лирического героя по сравнению с первым стихотворением? На доске карточка - чёрный. Символика цвета: тьма неизвестность тайна страх смерть протест агрессия разрушение (чёрно – красный – болезненно – испепеляющая страсть) Какие ассоциации вызывает чёрный цвет у вас? Выводы: Прекрасная Дама и Кармен. Какой образ более привлекателен? О блоковской Прекрасной Даме много гадали. Хотели видеть в ней то Жену, облачённую в Солнце, то Вечную Женственность, то символ России. Но если поверить в то, что это просто девушка, в которую был влюблён поэт, то этот образ станет ещё чудеснее. И мы поймём, что в этой книге нам явлен новый лик любви, любви, которая хочет ослепительности, которая питается предчувствиями и верит предзнаменованиям. Мы подошли к концу нашего исследования. Скажите, пожалуйста, как меняется у Блока цветовое восприятие на протяжение этих жизненных этапов? Подтвердите свои слова примерами. Какой цвет неизменно присутствует? (Синий). Почему? Язык цвета – это способ выразить наши чувства на невербальном уровне. Скажите, какого цвета цветок можно подарить при первом свидании? А когда вы встречаетесь долго? А при расставании? Символика жёлтого. Как вы считаете, может ли цвет сказать нам что-либо о состоянии человека? Ребята, спасибо вам за урок. Вы сегодня провели огромную аналитическую работу. Хочу верить, что сегодняшнее занятие заразило вас исследовательской деятельностью и дух исследования вас не покинет.
|