Классный час «Курить - здоровью вредить !»

Учитель начальных классов Правдина О.В. (ВКК)     методика      презентация

Цели.

1.     Закреплять знания о вреде табакокурения и «пассивного курения»;

2.     Формировать привычку избегать табачного дыма;

3.     Познакомить со знаками «Не курить» и «Место для курения».

Оборудование.

Набор упаковочных коробочек и пачек для практического задания;

плакаты о вреде курения;

цветные карандаши, карточки с изображением курящего человека;

знаки;

компьютер, мультимедийный проектор,

видеозапись мультфильм «Ну, погоди!» (5-й выпуск);

серия плакатов «Курить – здоровью вредить».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

На демонстрационном столе у учителя лежит большой прозрачный пакет, в котором много красивых ярких коробочек и пачек из-под туалетного мыла, духов, косметических кремов и сигарет.

- Найдите признак, по которому можно все эти красивые коробочки разделить на две группы.

Ученики пробуют разделить коробочки на группы по разным признакам: цвету, размеру. Кто-то, возможно, догадается разделить по существенному признаку: приносят пользу или приносят вред. Учитель останавливается на последнем случае.

– Почему вы именно так сгруппировали?

Дети. Кремы, мыло, духи помогают ухаживать за кожей и приносят пользу, а сигареты приносят вред человеку.

- Откуда вы знаете о вреде курения?

- Сегодня мы с вами поговорим подробнее о том, что происходит с человеком, если он курит сам, и что происходит с теми некурящими людьми, которые его окружают во время курения и вдыхают дым от его сигареты.

 

III. Работа над темой урока

Дети смотрят пролог из мультфильма «Ну, погоди!» (5-й выпуск).

- Почему Волку стало плохо? (Он начал курить сразу несколько сигарет).

- Для чего Волк начал курить сразу несколько сигарет? (Чтобы напустить в будку как можно больше дыма.)

- Зачем это было нужно Волку? (Чтобы выгнать из будки Зайчика)

- Что же случилось с Волком дальше? (Волк покраснел, у него закружилась голова, он закашлялся, упал и сильно стукнулся.)

- Понятно, что Волк отравился, ведь он выкурил столько сигарет сразу! Но почему же закашлялся Зайчик, ведь он совсем не курил? (Потому что табачный дым неприятен. Он обдирает горло.)

-Как вы думаете – курение это болезнь?

-А если это болезнь, то кто должен нам помочь узнать о ней побольше? (Доктор)

- Этим доктором буду сегодня я. (Учитель надевает белый халат, колпак, на шею вешает фонендоскоп)

– Табачный дым вреден всем! Ребята, в горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ. Куда попадает табачный дым при вдохе? (В легкие.)

- Как вы думаете, такой дым полезен человеку? (Нет, он загрязняет легкие.)
– Он мешает чистому воздуху поступать в легкие.

 

Слайд 2  «Легкие курящего человека»

- Рассмотрите эти две картинки. Как изменились легкие у курящего человека? (Они почернели.)

- Как вы считаете, влияет ли сигаретный дым на работу сердца?

- Дым вредит сердцу. Сердце начинает сокращаться чаще, изменяются сосуды, по которым кровь поступает в сердце. Сердце начинает болеть.

- Что случилось с сердцем? (Оно изменилось и по размеру, и по внешнему виду.)

- А вы можете описать, как влияет курение на внешность человека?

- Верно: человек худеет, цвет лица у него становится некрасивым, волосы – тусклыми.

- Как изменяется кожа у курящего человека? (Кожа становится тонкой и сухой.)
– Она становится морщинистой.
– Цвет кожи у него желтоватый, нездоровый.

- Что происходит с волосами? (Волосы не блестят – они становятся тусклыми, безжизненными, ломкими.)

- Как выглядят глаза курильщика? (Под глазами – темные круги.)
– Глаза воспаленные, покрасневшие.

- Что происходит с зубами? (Зубы желтеют, начинают портиться, изо рта у курящих всегда идет неприятный запах, даже жвачка и зубная паста не помогают.)

- Как пахнет одежда курящих? (Запах неприятный.)
– Пахнет кислым табачным дымом.

-Я раздала вам карточки, на которых изображён курильщик. Давайте его раскрасим.

 

-Понравился вам человек, которого мы сейчас с вами описали?

- Послушайте стихотворение врача Эдуарда Свирского

«Табак стоит гораздо дороже, чем вы думаете» 

Тускнеет сердце, мозг, сосуды, почки.

Слабеют лёгкие, от дыма почернев.

Мы кашляем весь день и даже ночью.

Страдает печень, яд не одолев.

Остановитесь, люди, жизнь прекрасна.

Но с дымом счастье улетает прочь, -

Не сразу. Постепенно и ужасно,

И лучший врач не сможет вам помочь.

Друзья и господа, курить бросайте смело.

Не постепенно, сразу, навсегда.

Чтоб голова была здорова, не болела.

Чтоб сердце не болело никогда.

 

- Что же делает табакокурение с человеком? (Оно его отравляет и делает больным.)

- Это действительно так: человек заболевает. Организм человека достаточно быстро привыкает к табаку, попадает в зависимость от него. Курящему требуется выкуривать ежедневно все больше сигарет, и вскоре он уже совсем не может обойтись без табака. Это болезнь.
- Ребята, кому из вас приходилось быть в одной комнате с курящими?

- Расскажите, что вы ощущали.

Выслушиваются наблюдения двух-трех детей.

– Почему вы чувствовали себя плохо? (Потому что табачный дым от сигареты распространяется по всей комнате.)

- Вспомните Зайчика из мультфильма «Ну, погоди!». Он тоже сам не курил, а только вдыхал табачный дым в будке. И что же стало с Зайчиком? (Зайчик закашлялся, ему тоже стало плохо.)

-Действительно, табачный дым вреден не только для самих курящих, но и для тех, кто находится рядом. Все, кто окружает курящего, называются пассивными курильщиками. И хотя сами они не курят, но также вдыхают табачный дым и наносят вред своему здоровью. Именно потому, что от табачного дыма страдают не только сами курящие, но и те, кто их окружает, в закрытых помещениях, где бывает много народу, вывешивают знак «Не курить!».

- Послушайте сценку о том, как в одной семье папа всё-таки решил бросить курить.

 

Автор:

Кроха – сын пришёл к отцу
И спросила кроха:

 

Кроха:

“Если я курить начну –
Это очень плохо?”

 

Автор:

Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда
Глядя сыну в очи:

 

Отец:

“Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень”.

 

Автор:

Сын, услышав, сей совет,
Снова вопрошает:

 

Кроха:
“Ты ведь куришь много
Лет и не умираешь?”

 

Отец:
“Да, курю я много лет,
Отдыха не зная.
Я не ведал страшных бед,
А вся глава – седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой в припрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Прошлым летом иль забыл,
Что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило.
Сердце, лёгкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За своё куренье.
Никотин – опасный яд.
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.

 

Кроха:
“Ну и ну!”

 

Автор:

- воскликнул сын, -

 

Кроха:

Как ты много знаешь
Про смолу и никотин
А курить, всё ж, не бросаешь!

 

Отец:
Я бросал курить раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курю опять.
Не хватает воли.

 

Кроха:
Ты мой папа, я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.

 

Автор:
И решили впредь ещё
И отец и кроха:

 

Отец и Кроха вместе:
“Будем делать хорошо
И не будем - плохо!”

 

- Почему отец решил бросить курить?

- Кто ему поможет этом?

- А почему сын решил помочь отцу бросить курить?

- У кого дома взрослые курят?

– Где они курят? Где в это время бываете вы?

Выслушиваются ответы детей.

– Расскажите дома родителям о вреде табачного дыма для некурящих. Никогда не сидите в комнате вместе с курящими. Попытайтесь убедить родителей не курить в жилых помещениях.

 

Слайд 5.

– Что это за знак? На какой знак он похож? (На запрещающий дорожный знак.)

-  В каких местах можно встретить такой знак? (В метро, самолете, кинотеатре, поликлинике...)

- Во многих общественных местах отведены специальные места для курения. Так защищают от табачного дыма некурящих. Эти места тоже обозначены специальным знаком.

- Ребята, посмотрите, как еще может выглядеть этот знак.

Слайд 5

-Почему они очерчены красной рамкой?         О чём они информируют?

-Действительно, они несут информацию о местах для курения. Такой знак можно встретить в кафе, театрах, институтах.
Если вы увидите такой знак, как вы должны поступить? (Отойти в сторону, чтобы не вдыхать табачный дым.)

- А как можно назвать такой знак? («Место для курения». «Здесь курят, отойди в сторону»)

 

IV. Физкультминутка

 

- В начале недели мы разделились на две группы и получили домашнее задание.

- Давайте послушаем ребят, которые дома составили стихотворение по фразам

... // берегите
... // не курите

 

 

 

 

-А теперь я предлагаю рассмотреть рисунки ребят о вреде курения

 

- Как вы понимаете эту фразу?

 

Знают взрослые, знают и дети:
Объявлен курильщикам бой на планете...

 

VI. Итог урока

- Что вы узнали о табачном дыме? (Он вреден для всех.)

- Нужно ли пробовать курить? (Нет, табачный дым вреден и для курящих, и для окружающих.)

- Что нужно сделать, если рядом кто-то курит? (Отойти в сторону.)

- Послушайте одну притчу.

В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!»
Подошел мудрый старец, сказал:
– Этот «божественный лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.
Купцы с радостью посмотрели на него.
– Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «божественного листа»?
И мудрец пояснил:
– Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости...
Отошли люди от купцов, задумавшись...

Я предлагаю и вам задуматься о том, что состояние вашего здоровья во многом зависит от вас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz