Классный час «Курить - здоровью вредить !» Учитель начальных классов Правдина О.В. (ВКК) методика презентация Цели. 1. Закреплять знания о вреде табакокурения и «пассивного курения»; 2. Формировать привычку избегать табачного дыма; 3. Познакомить со знаками «Не курить» и «Место для курения». Оборудование. Набор упаковочных коробочек и пачек для практического задания; плакаты о вреде курения; цветные карандаши, карточки с изображением курящего человека; знаки; компьютер, мультимедийный проектор, видеозапись мультфильм «Ну, погоди!» (5-й выпуск); серия плакатов «Курить – здоровью вредить». ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Сообщение темы урока На демонстрационном столе у учителя лежит большой прозрачный пакет, в котором много красивых ярких коробочек и пачек из-под туалетного мыла, духов, косметических кремов и сигарет. - Найдите признак, по которому можно все эти красивые коробочки разделить на две группы. Ученики пробуют разделить коробочки на группы по разным признакам: цвету, размеру. Кто-то, возможно, догадается разделить по существенному признаку: приносят пользу или приносят вред. Учитель останавливается на последнем случае. – Почему вы именно так сгруппировали? Дети. Кремы, мыло, духи помогают ухаживать за кожей и приносят пользу, а сигареты приносят вред человеку. - Откуда вы знаете о вреде курения? - Сегодня мы с вами поговорим подробнее о том, что происходит с человеком, если он курит сам, и что происходит с теми некурящими людьми, которые его окружают во время курения и вдыхают дым от его сигареты.
III. Работа над темой урока Дети смотрят пролог из мультфильма «Ну, погоди!» (5-й выпуск). - Почему Волку стало плохо? (Он начал курить сразу несколько сигарет). - Для чего Волк начал курить сразу несколько сигарет? (Чтобы напустить в будку как можно больше дыма.) - Зачем это было нужно Волку? (Чтобы выгнать из будки Зайчика) - Что же случилось с Волком дальше? (Волк покраснел, у него закружилась голова, он закашлялся, упал и сильно стукнулся.) - Понятно, что Волк отравился, ведь он выкурил столько сигарет сразу! Но почему же закашлялся Зайчик, ведь он совсем не курил? (Потому что табачный дым неприятен. Он обдирает горло.) -Как вы думаете – курение это болезнь? -А если это болезнь, то кто должен нам помочь узнать о ней побольше? (Доктор) - Этим доктором буду сегодня я. (Учитель надевает белый халат, колпак, на шею вешает фонендоскоп) – Табачный дым вреден всем! Ребята, в горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ. Куда попадает табачный дым при вдохе? (В легкие.) -
Как вы думаете, такой дым полезен
человеку? (Нет, он загрязняет легкие.)
Слайд 2 «Легкие курящего человека» - Рассмотрите эти две картинки. Как изменились легкие у курящего человека? (Они почернели.) - Как вы считаете, влияет ли сигаретный дым на работу сердца? - Дым вредит сердцу. Сердце начинает сокращаться чаще, изменяются сосуды, по которым кровь поступает в сердце. Сердце начинает болеть. - Что случилось с сердцем? (Оно изменилось и по размеру, и по внешнему виду.) - А вы можете описать, как влияет курение на внешность человека? - Верно: человек худеет, цвет лица у него становится некрасивым, волосы – тусклыми. -
Как изменяется кожа у курящего человека?
(Кожа становится тонкой и сухой.) - Что происходит с волосами? (Волосы не блестят – они становятся тусклыми, безжизненными, ломкими.) -
Как выглядят глаза курильщика? (Под
глазами – темные круги.) - Что происходит с зубами? (Зубы желтеют, начинают портиться, изо рта у курящих всегда идет неприятный запах, даже жвачка и зубная паста не помогают.) -
Как пахнет одежда курящих? (Запах
неприятный.) -Я раздала вам карточки, на которых изображён курильщик. Давайте его раскрасим.
-Понравился вам человек, которого мы сейчас с вами описали? - Послушайте стихотворение врача Эдуарда Свирского «Табак стоит гораздо дороже, чем вы думаете» Тускнеет сердце, мозг, сосуды, почки. Слабеют лёгкие, от дыма почернев. Мы кашляем весь день и даже ночью. Страдает печень, яд не одолев. Остановитесь, люди, жизнь прекрасна. Но с дымом счастье улетает прочь, - Не сразу. Постепенно и ужасно, И лучший врач не сможет вам помочь. Друзья и господа, курить бросайте смело. Не постепенно, сразу, навсегда. Чтоб голова была здорова, не болела. Чтоб сердце не болело никогда.
- Что же делает табакокурение с человеком? (Оно его отравляет и делает больным.) -
Это действительно так: человек
заболевает. Организм человека достаточно быстро привыкает к табаку,
попадает в зависимость от него. Курящему требуется выкуривать ежедневно
все больше сигарет, и вскоре он уже совсем не может обойтись без табака.
Это болезнь. - Расскажите, что вы ощущали. Выслушиваются наблюдения двух-трех детей. – Почему вы чувствовали себя плохо? (Потому что табачный дым от сигареты распространяется по всей комнате.) - Вспомните Зайчика из мультфильма «Ну, погоди!». Он тоже сам не курил, а только вдыхал табачный дым в будке. И что же стало с Зайчиком? (Зайчик закашлялся, ему тоже стало плохо.) -Действительно, табачный дым вреден не только для самих курящих, но и для тех, кто находится рядом. Все, кто окружает курящего, называются пассивными курильщиками. И хотя сами они не курят, но также вдыхают табачный дым и наносят вред своему здоровью. Именно потому, что от табачного дыма страдают не только сами курящие, но и те, кто их окружает, в закрытых помещениях, где бывает много народу, вывешивают знак «Не курить!». - Послушайте сценку о том, как в одной семье папа всё-таки решил бросить курить.
Автор: Кроха – сын пришёл к
отцу Кроха: “Если я курить начну
– Автор: Видимо, врасплох
застал Отец: “Да, сынок, курить
табак – Автор: Сын, услышав, сей
совет,
Кроха:
Отец:
Кроха:
Автор: - воскликнул сын, - Кроха: Как ты много знаешь
Отец:
Кроха:
Автор:
Отец и Кроха
вместе:
- Почему отец решил бросить курить? - Кто ему поможет этом? - А почему сын решил помочь отцу бросить курить? - У кого дома взрослые курят? – Где они курят? Где в это время бываете вы? Выслушиваются ответы детей. – Расскажите дома родителям о вреде табачного дыма для некурящих. Никогда не сидите в комнате вместе с курящими. Попытайтесь убедить родителей не курить в жилых помещениях.
Слайд 5. – Что это за знак? На какой знак он похож? (На запрещающий дорожный знак.) - В каких местах можно встретить такой знак? (В метро, самолете, кинотеатре, поликлинике...) - Во многих общественных местах отведены специальные места для курения. Так защищают от табачного дыма некурящих. Эти места тоже обозначены специальным знаком.
- Ребята, посмотрите, как еще может выглядеть этот знак. Слайд 5
-Почему они очерчены красной рамкой? О чём они информируют? -Действительно,
они несут информацию о местах для курения. Такой знак можно встретить в
кафе, театрах, институтах. - А как можно назвать такой знак? («Место для курения». «Здесь курят, отойди в сторону»)
IV. Физкультминутка
- В начале недели мы разделились на две группы и получили домашнее задание. - Давайте послушаем ребят, которые дома составили стихотворение по фразам
-А теперь я предлагаю рассмотреть рисунки ребят о вреде курения
- Как вы понимаете эту фразу?
VI. Итог урока - Что вы узнали о табачном дыме? (Он вреден для всех.) - Нужно ли пробовать курить? (Нет, табачный дым вреден и для курящих, и для окружающих.) - Что нужно сделать, если рядом кто-то курит? (Отойти в сторону.) - Послушайте одну притчу. В далеком прошлом,
когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у
подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил
это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды
старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар,
собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист,
божественный лист! В нем средство от всех болезней!» Я предлагаю и вам задуматься о том, что состояние вашего здоровья во многом зависит от вас.
|