на главную | Детский сад "РУЧЕЕК" |
|
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Выступление на МО воспитателей в ДОУ Детский сад МКОУ Писаревская СОШ 2. Утренник «Мир детям всей планеты!» 3. Статья "НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА"
«Изобразительная деятельность как направление развития личности в условиях внедрения ФГОС». Интерес детей к изобразительной деятельности проявляется уже в раннем возрасте. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представление о мире. Согласно новому Федеральному стандарту образования, художественное и эстетическое развитие следует рассматривать как самостоятельные области развития ребенка. Особого внимания данное направление заслужило неслучайно. Художественно-эстетическое развитие не только самоценно, но также способно оказать влияние на совершенно разные области жизни человека, происходит в тесном взаимодействии с развитием нравственных качеств личности, интеллектуальным ростом. Дети от природы наделены удивительной способностью воспринимать прекрасное и задача педагога – развить эту способность в более осознанную. Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Новые задачи педагога в процессе приобщения детей к изодеятельности: - вызвать у детей интерес к рисованию, лепке, аппликации; - предоставить детям возможность упражняться в них; - соучаствовать в занятиях, давая образцы действий; - побуждать детей вносить дополнения в уже выполненные изделия и рисунки. Новые подходы раскрепощают ребёнка. Он действует не механически и вынужденно, а экспериментирует и отражает доступными художественными средствами своё видение мира. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием. Он уже не боится, что у него что-то не получится, а уверен, что получится, и получится красиво. В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.
Утренник «Мир детям всей планеты!» Под песню «Детство – это я и ты» дети входят в зал. У детей младшей группы в руках флажки, у детей старшей группы – голуби из бумаги. Ведущая: Наш народ, смелый, отважный, прошёл в годы войны через тяжёлые испытания, но выстоял и победил! Весна! Победа! Бойцы с радостью увидели, что цветут сады, поют птицы, люди улыбаются. И никому не сломить нашу Родину никогда! Ребёнок: Поздравляем наших дедов, Поздравляем всей душой! Пусть гремит салют Победы В этот день над всей страной! Ребёнок: День Победы – праздник всей страны, Духовой оркестр играет марш. День Победы – праздник седины Наших прадедов, дедов и кто постарше! Ребёнок: Ветеранам мы дарим гвоздики, Вспоминаем отважных бойцов. Не забудем их подвиг великий- Подвиг дедов и их отцов. Ребёнок: Даже тех, кто не видел войны, Ведь её крылом задет был каждый, Поздравляем с Днём Победы мы- Это день для всей России важен! Ведущая: Улыбками сверкают лица, люди ликуют, поют и прямо на улицах кружатся в победном вальсе. Во имя счастья и свободы летите, голуби, вперёд! Упражнение с голубями. Ведущая: Ни взрослым, ни детям война не нужна, Пусть с нашей планеты исчезнет она, Пусть мирные звёзды над миром горят, И дружба не знает границ и преград! Ребёнок: Я знаю от папы, я знаю от деда: Девятого мая пришла к нам Победа! Тот день весь народ наш ожидал, Тот день самым радостным стал! Ребёнок: Народ наш поднял властный голос За всех детей, за мир, за труд, Пусть знает в поле каждый колос, Цветут сады, леса растут! Ребёнок: Развевайся, флаг трёхцветный, Над Россией дорогой! Слава, Слава ветеранам, Слава Родине родной! Упражнение с флажками. Ведущая: Дорогие ребята, вы знаете, как много детей живёт на нашей планете. Таких же мальчиков и девочек. Пройдёт время и вы станете взрослыми. Сами будете строить дома, растить детей, летать в космос. Но самое важное для всех сейчас и на все времена – это мир во всём мире! Учитесь беречь и защищать его уже сейчас! Ребёнок: Ребятам всей земли – салют! Пусть будет мир на свете! Пускай счастливыми растут Отцам на смену дети! Ребёнок: Пусть всегда сверкают звёзды, Наши звёзды на Кремле! Мы – за солнце, мы – за счастье, Мы – за мир на всей земле! Песня «Наша Россия прекрасна». Ребёнок: Чтоб Отчизну охранять, Сильным, ловким надо стать. И всегда быть только первым – Я хочу солдатом стать! Ребёнок: Трудно в ученье – легко в бою, С любым врагом мы сразимся! Сейчас вам покажем отвагу свою, И трудностей мы не боимся! Спортивные эстафеты: 1. «Бесшумные разведчики»; 2. «Секретный пакет»; 3. «Доберись до флажка»; 4. «Самый меткий»; Ведущая: Дети во всём мире хотят радоваться красоте Земли, узнавать много нового и интересного, хотят мира и счастья. Чтобы взрослые и дети жили счастливо на свете, что нужно? Мир и дружба! Мир будет тогда, когда будет дружба. Дружба – наше главное оружие! Ребёнок: Давайте будем Дружить друг с другом Как птица – с небом, Как ветер – с лугом, Как парус – с морем, Трава – с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами! Ребёнок: Давайте будем Беречь планету, Всей Вселенной Похожей – нету. Во всей Вселенной Совсем одна. Что будет делать Без нас она? Песня «Дружат дети всей Земли» (дети движения согласуют с текстом) Ведущая: Да здравствует детство – радость земли! Да здравствует мир на планете! Чтоб всюду на свете росли и цвели От бури укрытые дети! Литература: журнал «Воспитатель» №4, 2013г. Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 1985г. Н. Луконина «Физкультурные праздники в детском саду»,2004г. Айрис-пресс З. Роот «Музыкальные сценарии для детского сада»,2006г. Айрис-пресс, М. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА. Кошелева Наталья Александровна МКОУ Писаревская СОШ Детский сад Воспитатель Аннотация. Перед педагогами стоит задача такой организации нравственного воспитания детей, при которой у ребёнка начинают формироваться нравственная самостоятельность, активное отношение к жизни, общественная направленность мотивов поведения, эмоционально осознанное положительное отношение к окружающему. Ключевые слова. Нравственное мужание, формы организованного поведения, осознанность поступков, этические представления, оценка собственных действий, моральная ориентация в обществе. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребёнка с нравственными нормами поведения в процессе различной совместной деятельности (играх, труде, режимных моментах). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, речи, и, главное, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру. Педагог учит малышей двух-трёх лет положительному общению на основе чувств доброжелательности, умению играть рядом с детьми, делиться игрушками. Трёх-четырёхлетних детей воспитатель учит не мешать окружающим в группе, дома, в общественных местах криком и шумом, при необходимости уступать сверстникам в играх, проявлять заботу. У детей четырёх- пяти лет возрастают возможности в проявлении гуманных чувств. В этот период формируются навыки коллективного поведения. Воспитатель учит уважать общий замысел игры, соблюдать её правила. Основой является общительность, умение сопереживать, проявлять чувство дружелюбия. В этом возрасте дети уже способны оценивать свои и чужие поступки. Чтобы развить это качество, педагог формирует восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. Особое внимание следует уделить формированию правдивости, смелости, справедливости, скромности. Важно не допускать у детей проявлению бесцеремонности, дерзости, жадности, жестокости, лени, что тормозит нравственное развитие. К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется ещё более высокая осознанность поступков. Педагог формирует сознание и мотивы поведения, которыми ребёнок руководствуется в соответствующих ситуациях. Необходимо добиваться, чтобы понятий «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» ребёнок придерживался как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие. Воспитатель использует ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью следовать правилам жизни коллектива, заботиться друг о друге. Так понятия «я», «моё» расширяются до понимания «мы», «наше». Рождается гордость за коллектив, необходимость считаться друг с другом, воздерживаться от эгоистических побуждений. Поскольку у старших дошкольников возрастают интеллектуальные возможности, расширяются знания об окружающем, то усложняются и задачи нравственного воспитания. У детей воспитывают чувство любви к Родине, к родной природе, дружелюбие к людям других национальностей. Нельзя забывать о воспитании самостоятельности, привычки к трудовым навыкам, бережливости, умении замечать и устранять непорядок по собственной инициативе. Ребёнок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому ему необходимо бережно относиться к имуществу дома, на улице, в общественных местах. Формированию нравственной самостоятельности содействуют правила. Благодаря им каждый ребёнок уясняет, осмысливает, как вести себя со взрослыми и сверстниками, дома и в детском саду, на улице и в общественных местах. Детей обучают правилам, связанным с соблюдением чистоты, опрятности, речевого этикета, правилам вежливости, поведения за столом. Правила вводят постепенно, в естественных условиях, с учётом возраста детей. При этом педагог разъясняет их смысл. Если дети понимают необходимость правила и знают, как его выполнять, то они быстрее овладевают нужными способами поведения. Недостаточно лишь познакомить детей с правилом, полезно ещё и показывать способы его выполнения. Показ в сочетании со словом помогает понять ребёнку, что означает требование хорошо себя вести. В таких случаях незаменимы игровые приёмы. Правила, облечённые в форму игры, увлекают детей, не испытывая их сопротивления. Для заинтересованности детей педагог обращается к знакомым потешкам, использует сравнения из любимых детских художественных произведений. Хорошо воздействуют к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы, загадки. Ребята легко их запоминают и сами употребляют. Воспитатель раскрывает нравственный смысл отдельных правил, помогает уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе. Например, неприлично, идя по улице, толкаться, загораживать проход. Это доставляет людям неудобство. Такое поведение – признак невоспитанности, неуважения к окружающим. А тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, не может рассчитывать на уважение к себе. Чтобы помочь ребёнку осознать требование взрослого, полезно оценивать поступок. Оценочные воздействия заставляют испытывать либо удовольствие и желание поступать так же, либо неловкость и стыд за некрасивое поведение. Порицание и похвала конкретизируют понятия «хорошо» и «плохо». Полезно, чтобы оценка содержала такие определения, как «вежливый», «предупредительный», «воспитанный». Например: «Аня у нас отзывчивая девочка. Она, увидев, что новенькая девочка загрустила, предложила ей поиграть вместе». Когда такие оценки поведения дети получают в конкретных жизненных ситуациях, то эти оценки становятся особенно доходчивыми. Воспитатель использует пример отдельных детей как один из методов формирования положительного поведения. Его сила в наглядности и конкретности, что подводит к стремлению к подражанию. Важно, чтобы каждый воспитанник чувствовал, что может стать примером для других. Мнение сверстников трудно переоценить. Оно всегда значительно для ребёнка и становится побудительной силой его поступков. Опираясь на мнение детского коллектива, педагог имеет возможность влиять на всех и каждого в отдельности. Но мнением детей нельзя злоупотреблять. Ребёнок уже испытывает неловкость при всех за допущенный проступок. Иногда это равно наказанию. Поэтому его можно применять в исключительных случаях. Полезнее, если воспитатель с помощью коллективного мнения хочет закрепить пример положительного поведения. Руководя поведением детей, взрослый творчески и индивидуально подбирает методы и приёмы в зависимости от особенностей ребёнка. Не может бить стандарта в подходе к детям. Творчество педагога проявляется в умении понимать ребёнка, находить решение в выборе средств воздействия в зависимости от сложившейся ситуации; в способности определять, когда и с каким ребёнком быть мягким или строгим. Например: застенчивых приходится подбадривать, а упрямые лучше реагируют на добрую шутку. В формировании этических представлений и гуманных чувств особое место принадлежит беседам. Они побуждают детей к осознанию поступков, ситуаций морального характера. Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что означают понятия «доброта», «честность», «правдивость». Беседовать можно со всеми детьми или только с некоторыми, индивидуально. Это могут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора; ситуации с моральной направленностью. Дети высказывают свои суждения и выслушивают мнение других, отстаивают свою точку зрения или отказаться от первоначального мнения. Воспитатель так направляет суждения детей с помощью наводящих вопросов, чтобы в них содержались высказывания, свидетельствующие о понимании ребёнка, что значит хорошо дружить, проявлять доброжелательность, справедливость, поступить по-товарищески. После высказываний детей воспитатель кратко и чётко подытоживает беседу, подчёркивает понятия, которые заключены в данной ситуации. Для прочного усвоения форм поведения необходим систематический контроль за поведением детей в процессе совместной образовательной, игровой, трудовой деятельности, в повседневной жизни. Но контроль не должен быть навязчивым, а дети постоянно опекаемы указаниями. Нельзя забывать о том, что воспитанный ребёнок следует правилам с лёгкостью и естественно, а постоянное давление лишает его этой возможности. Руководство поведением детей должно сочетать контроль с предоставлением разумной самостоятельности. Тогда возникают привычки нравственного поведения. Одно дело, когда ребёнок ведёт себя как надо под контролем, и совсем другое, когда он так же ведёт себя без наставника. В этом случае можно предположить, что правила поведения стали для ребёнка нормой. А. С. Макаренко говорил: «Не нужно надоедать ребёнку постоянными проверками, а тем более постоянным недоверием. Нужно просто уметь видеть его поведение в порученной ему области». Список литературы. 1. Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой.- М.: Педагогика, 1980.- с.123 2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 1988 г., с. 10.
|