на главную    МО учителей естественно-научного цикла                  Ключевская Л.В.
 

            Обмен опытом (разработки уроков)

   
   
 

 Внеклассное мероприятие по физике ТУРНИР ВСЕЗНАЕК

Цель: обобщить полученные знания по физике, формировать умения и навыки применять теоретический материал на практике, формировать умения и навыки работы с физическими приборами.

Оборудование: рулетка, линейка, циркуль, секундомер, термометр, весы лабораторные, компас, микроскоп, мензурка, металлические цилиндры.

Ход занятия.

Слайд 1. Название мероприятия.

Учитель: Сияет солнце, воды блещут,

                 На всем улыбка, жизнь во всем:

                 Деревья радостно трепещут,

                 Купаясь в небе голубом,

                 Поют деревья, блещут воды,

                 Любовью воздух растворен,

                 И мир, цветущий мир природы,

                 Избытком жизни упоен.

1 уч-ся:    Да, мир наш прекрасен, и призвание человека – сделать его

                 еще более прекрасным.

2 уч-ся:    Физика – наука о природе, она изучает этот мир, открывает законы и закономерности, чтобы в нем уверенно ориентироваться.

(класс делится на 2 команды)

Слайд 2. Разминка.

1.     На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперед нам

 Погоду узнает.  (барометр)

2.     Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка кричит.  (эхо)

3.     Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добились,

То остановились.  (весы)

4.     Сначала – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск.  (молния, гром, дождь)

(подведение итогов – за каждый правильный ответ – 1 балл)

Слайд 3. Ответы.

3 уч-ся: Физика для нас не просто звук!

               Физика – опора и основа

               Всех без исключения наук!

4 уч-ся: Проблемами природы занимается не только физика, но и ряд других наук: биология, география, астрономия и др.

5 уч-ся: Одним из фундаментальных (основных) понятий физики является «сила». Понятие силы возникло из жизни.

Слайд 4.

Сценка.

Автор: Сидел в саду сэр Ньютон,

             Мышлением окутан.

             И вдруг на интегралы

             Большое яблоко упало.

             Ученый муж в одно мгновенье,

             Явленьем этим озарен,

             Находит мировой закон

             О тяготенье.

Учитель: Конечно, в жизни открытие закона тяготения происходило иначе. Более подробно вы об этом узнаете на уроках физики в 8 классе. А сейчас я предлагаю вашему вниманию  путешествие в страну «физика».

Слайд 5-6. Город неразгаданных тайн.

Первый город – Город неразгаданных тайн. Загадки о физических явлениях, телах, веществах…

1.     Я – в Москве, он – в Волгограде,

          В разных комнатах сидим,

          Далеко, а будто рядом…

          Разговариваем с ним.

                                    (телефон)

2.     Чудо-птица – алый хвост,

           Полетела в стаю звезд.

                                     (ракета)

3.     Пушистая вата плывет куда-то,

           Чем вата ниже, тем дождик ближе.

                                      (туча)

4.     Цветное королевство

Над лесом повисло.

                                           (радуга)

5.     Зимой греет, весной тлеет,

          Летом умирает, осенью оживает.

                                          (снег)

6.     Рассыпался горох на семьдесят дорог,

           Никто его не подберет:

           Ни царь, ни царица,

           Ни красна девица.

                                           (град)

Учитель: Молодцы. Хорошо справились с загадками, а сейчас нас ждет

Слайд 7. ответы

Слайд 8. Город мыслителей.

Заполните пустые клетки:

1. v=S/?;   ?=vt;   m=?vF=?g

Слайд 9.

Учитель: Следующий город, который мы с вами посетим, - Город чародеев.

Показать опыт с физическими приборами: штатив, весы, разновески, тело для взвешивания. Взвесить металлический цилиндр на лабораторных весах (какая команда быстрее)

Учитель: а теперь  посетим

Слайд 10.  Город эрудитов.

1.     Составление слов, обозначающих физические явления, из букв:

           П, и, р, т, ж, я, е, и, н, е; к, п, и, е, и, е, н; а, с, м, с, а

(Слайд 11. Ответы: притяжение,     кипение, масса).

Слайд 12. Город почемучек.

1.     Какая скорость больше 20м/с или 72 км/ч?

2.     Какие тела движутся прямолинейно: а) выпущенный из рук камень; б)Луна по своей орбите; в) поезд метро вдоль платформы станции.

3.     Поезд проехал 120 км за 30 мин. Какова средняя скорость тела?

4.     Какова плотность сплава, изготовленного из 2  золота и 5   серебра?

Слайд 13.

 Ученик: Вот что вам скажу, друзья,

                Нам без физики нельзя.

                Все законы надо знать,

                Чтоб явленья объяснять.

Учитель: Иногда вам будет трудно,

                 Но я в этом помогу.

                 И тогда любая трудность

                 Будет всем вам по плечу.

Подведение итогов турнира:

Награждение активных участников грамотами.

 

 

МКОУ Писаревская СОШ

Кантемировский муниципальный район

Воронежская область

Конкурсный урок

 по физике в 8 классе

 

Тема:  «Электризация тел.

 Два рода зарядов.

Взаимодействие заряженных тел»

 Подготовила: учитель физики

Ключевская Лариса Васильевна

первая квалификационная категория

Конкурс «Учитель года – 2015»

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Урок № 28/1.

Тема «Электризация тел.  Два рода зарядов.  Взаимодействие заряженных тел».

Цель урока: познакомить учащихся с явлением электризации тел, доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.

Задачи:

образовательные:

формирование первоначальных представлений о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов, выяснение сущности процесса электризации тел, определение знака заряда наэлектризованного тела.

развивающие:

развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике,

ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.

воспитательные:

воспитание умения работать в коллективе, воспитание любознательности.

 

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, эбонитовая и стеклянная палочки, кусочек шерсти, чистый лист бумаги, пластмассовая линейка.

Ход урока.

Оргмомент.

“Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”. (Козьма Прутков.)

Представьте себе такую сцену:

В Древней Греции, в красивом городе  жил философ Фалес. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с янтарным веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень не удобно.

Фалес берет веретено, потирает его и видит маленькие искорки.

Правду говорят: “Гром не грянет — мужик не перекрестится”. А какой же гром без молнии? Сколько же миллионов раз должна сверкнуть молния, чтобы мужик, перекрестившись, наконец-то задумался: а что же это такое?

Между натертым янтарным веретеном, притягивающим предметы, и молнией, казалось бы ничего общего. А ведь все это —ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

Изучение нового материала.

Слайд 1.

Демонстрация явлений с объяснениями, комментариями, пояснениями по изучаемой теме.

Слайд 2. Вам это знакомо? Что это?

Описание: {E46596BA-04A8-4640-A569-E3636CB3EC27}

Слайд 3

Описание: схема 46

Почему происходят эти явления? В чем суть этих явлений? Это нам предстоит выяснить на сегодняшнем и ближайших уроках.

Каждый из вас, к концу урока должен научиться объяснить, что такое электрический заряд и электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.

Слайд 4.

Описание: янтарьОписание: i(14)

 

История развития электричества начинается с Фалеса Милетского. Вначале свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю. От названия которого произошло слово электричество, т.к греч. elektron—янтарь желтая смола.  При натирании о мех, приобретал способность притягивать  другие тела.

 

Как можно определить, заряжены ли тела?

Назовите вещества, электризацию которых вам приходилось наблюдать в домашних условиях. При каких обстоятельствах это происходило?

 

   Если кусочек янтаря потереть о шерсть или стеклянную палочку — о бумагу или шелк, то можно услышать легкий треск, в темноте искорки, а сама палочка приобретает способность притягивать к себе мелкие предметы

 

Слайд 5.

      

 

 

 

 

   В электризации всегда участвуют два тела. При этом электризуются оба тела. Обратите внимание, что наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом с разными силами. Почему?

Опыт с гильзами. Что происходит?

 

Слайд 6.

Электризуются оба тела, но по разному: разноименные притягиваются, одноименные отталкиваются.

Слайд 7.

Описание: Бумажки и расческа

Расческа потертая о волосы притягивает мелкие листочки бумаги.

Процесс сообщения телу электрического заряда называется электризация, а силы, действующие при этом – электрическими силами.

 Электризация тел может осуществляться разными способами, простейшим из которых является трение. При трении увеличивается поверхность контакта соприкасающихся тел.

Слайд 8.

Электрический заряд -   это мера свойств заряженных  тел определенным образом взаимодействовать друг с другом.

Существует два разных рода электрических зарядов.  Условно они названы

 " положительным" зарядом и   "отрицательным" зарядом .

Тела при электризации могут заряжаться как положительно, так и отрицательно.

Положительно заряженными называют тела, которые действуют на другие заряженные предметы так же, как стекло, наэлектризованное трением о шелк.

Отрицательно заряженными называют тела, которые действуют на другие заряженные предметы так же, как  эбонит, наэлектризованный трением о шерсть.

Опыт.  Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.

- сколько тел участвуют в электризации?

Физкультминутка. Слайд 9

Первичный контроль: Сейчас мы выполним небольшое тестовое задание, которое проверите сами друг у друга и сразу поставите оценки. На выполнение дается пять минут.

1. Стекло при трении о шелк заряжается:

1.     положительно

2.     отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:

1.     положительно;

2.     отрицательно.

3. Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена?

Описание: http://festival.1september.ru/articles/416658/full.h4.jpg

4. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?

1;      2;       3.

5. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет разноименные заряды?

1;      2;      3.

Ответы (1, 2, 1, 3, 2)

Слайд 10.

Место встречи с  электризацией.

Описание: http://class.tomsk.ru/files/site/lebedeva/22.png  

 

  Электризация наблюдается также при трении жидкостей о металлы в процессе течения, а также разбрызгивания при ударе.

                                              Описание: 13019

Слайд 11.

Электризация используется в хлебовыпечке

Разными зарядами  электризуются крупинки  муки и капельки воды и  при смешивании образуется  однородное  тесто

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ

1.     Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют).

2.     Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны? (Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)

3.     Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? (Может, в зависимости от того, чем ее натирают)

 

Слайд 12.

Домашнее задание.  Параграфы 25-26.

Итог урока.

- какие опыты показывают, что существуют электрические заряды двух видов?

- как взаимодействуют между собой эбонитовая палочка, натертая мехом, и стеклянная палочка, натертая шелком?

 

- какие два типа зарядов существуют в природе?

- как взаимодействуют между собой тела с одноименными зарядами?

-правильно ли выражение «при трении создаются заряды»?

 

И в конце урока хочу прочитать стихотворение шотландского поэта XVIII в. Роберта Бернса:

Зачем одевают кольцо золотое
На палец, когда обручаются двое?—
Меня любопытная дева спросила.
Не став пред вопросом в тупик,
Ответил я так собеседнице милой:
Владеет любовь электрической силой,
А золото — проводник!

 

- На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание. До новых встреч.