История 7 класс. Учитель ВКК Николенко Нина Яковлевна       методика

 

     Тема: Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Окончание Северной войны.

( Урок истории с применением компьютерных технологий).

 

Цель: Рассказать о становлении морского могущества России и роли морских побед в завершении войны. Подчеркнуть, что подписав Ништадтский мир, Россия вышла в Балтийское море и стала сильной морской державой.

           Воспитывать у учащихся любовь к родине, уважение к историческим личностям, умножающим могущество родной страны.

           Развивать навыки работы с текстом, умения работать с документом, анализировать карту.

 

Понятия: линейный корабль, фрегат, эскадра.

 

Оборудование: компьютер; документальный кинофильм Л.            

Парфенова « Российская империя», диск 1, серия 2 « Петр I», часть 4 (фрагмент);  раздаточный материал « Историческое лото»; отрывок из документа « Из манифеста Петра о присоединении Эстляндии к России»; карта « Северная война».

  ( понятия к кинофильму: переволока, абордажная атака, триумфальная арка, Стокгольм).

 

Основные даты:

         1700 – 1721гг.—Северная война;

         1709 г. – Полтавская битва;

         1711г – Прутский поход;

         1714г.—Гангутское сражение;

         1720г.—сражение у о. Гренгам;

         1721г.—Ништадтский мир.

 

 

                             План.

 

1.    Создание морского флота России. Гангутское сражение.

2.    Перехват русским флотом инициативы на море. Сражение у о. Гренгам.

3.    Ништадский мир. Провозглашение России империей.

 

 

                                   Ход урока.

 

Орг.момент. (слайд 1)

1. Изучение нового материала.

     

     1.Создание морского флота России. Гангутское сражение.

-Полтавская победа изменила расстановку сил в войне. Дания и Польша вновь возобновили союз с Россией, а затем к ним присоединилась Пруссия .Однако, активных военных действий они не вели

Карл XII, бежавший в Турцию после поражения под Полтавой, сумел убедить турецкого султана в необходимости начать войну против России

В 1711г  Турция объявила России войну . Прутский поход для Петра окончился неудачно. Россия потеряла Азов.

Петр возвращается и активно строит флот на Балтике ,он готовится к новому сражению, на море.

27 июля 1714г. русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут.

Победа вызвала переполох не только в Швеции, но и во всей Европе.

 

(Демонстрация фрагмента документального кинофильма Л Парфенова « Российская империя», серия 2, Петр1).(слайд 2)

 

    2. Перехват русским флотом инициативы на море. Сражение у о. Гренгам.

-Гангутская победа позволила русскому флоту развернуть оперативные действия на Балтике.(карта)

27 июля 1720г. – сражение у о. Гренгам ( Аландские о-ва). Победа!

(русские имели 90 гребных судов, 52 пушки; шведы—14 парусных кораблей, 156 пушек). Блестящая операция генерал-фельдмаршала  М.М. Голицина.

Реакция Англии. Англичане не решились вступить в бой на стороне Швеции.  

 

3.Ништадский мир. Провозглашение России империей.

Победа после Гренгама заставила шведов пойти на мирные переговоры, завершившиеся заключением Ништадского мира.

( анализ карты, земли, отошедшие к России)

Заслуга  Остермана в заключении мирного договора.

( сообщение учащегося об Андрее Ивановиче Остермане—Генрих Иоганн Фридрих (1686-1747)

Выход к морю. Превращение России в мировую державу. Провозглашение Петра императором. Значение этого события для российской политики.

 

2. Закрепление изученного материала.

 

1. Анализ документа: отрывок из манифеста Петра I о присоединении  Эстляндии  к России. 1710г. (уч. с. 114)

      ? 1. Чем объясняет царь Петр в своем манифесте присоединения

              Эстляндии к России?

 

2. Чем можно объяснить победу русских на море?

3. Пользуясь текстом учебника и картой, оцените итоги  Северной                 войны для каждого из ее участников?

 

4.Выполни тестовое задание:

    Нужно соотнести имена выдающихся личностей эпохи Петра с событиями в которых они принимали участие.

1)   Голицин М.М.                      1) Полтавская битва;

2)   Меньшиков А. Д                  2)  Гангутское сражение.

3)   Остерман А. И.                     3)  Ништадский мир.

 

( Ответы : 12, 21, 33 ) (слайд 3)

 

 

3.    Повторение раннее изученного материала.

 

                Игра « Историческое лото»

  

Условия игры: Перед учащимися появляются портреты царей династии Романовых, правивших в 17-18 вв.

1)   Расставьте портреты царей в хронологической 

последовательности их правления.

2)   Кто был отцом Петра I ?

3)   Кто был дедом Петра?

4)   Назовите внуков Петра. Кто правил первым?

5)   Когда правила дочь Петра?

 

4.    Отрывок из поэмы А. С. Пушкина « Полтава».

                

         …И он промчался пред полками,

             Могуч и радостен как бой.

             Он поле пожирал очами.

              За ним во след неслись толпой

             Сии птенцы гнезда Петрова—

             В пременах жребия земного,

             В трудах державства и войны

             Его товарищи, сыны:

 

                        презентация                                             фильм

 

          

Сайт создан в системе uCoz