|
Средства обучения и воспитания
, в том числе приспособленная для использования
инвалидами и лицами с ОВЗ.
Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется
тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и
развития, одним из культурных и духовных центров. Воспитательная работа
в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса,
направленного на развитие личности ребёнка, в том числе и на
детей-инвалидов и детей с ОВЗ (у/о). Личностно-ориентированное обучение
и воспитание играет важную роль в системе образования. Технологии
личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и
воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка,
в том числе и детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного
процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально
сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс
усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее
эффективным характеристикам. Выбор средств обучения определяется:
задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми
методами обучения; предпочтениями учителя.
По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и
идеальные.
К материальным средствам
относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый
материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения),
лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств
выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо
(письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства
наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации
учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и
идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Основным звеном в системе образования является содержание. Именно оно
является тем ядром, над которым строятся методы и формы организации
учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития
ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний,
который требует взаимосвязи средств обучения.
Содержание образования в нашей школе реализуется на 3 уровнях:
1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала,
педагог сам строит урок или занятие, он пытается наиболее полно отразить
то содержание образования, которое входит в тему данного урока.
2 уровень – учебный предмет. Содержание учебного предмета формируется
исходя из объема часов выделенных на предмет и значимости разделов
учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.
3 уровень – весь процесс обучения. (На протяжении всех методов обучения
в общеобразовательных учреждениях, охватывающие все содержание, т.е.
учебные предметы, их количество, количество часов выделенных на каждый
из них)
Идеальные средства обучения
|
Материальные средства обучения
|
1 уровень – на уроке:
|
Произведения искусства, другие достижения культуры
(живопись, музыка, литература), средства наглядности
(чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по
теме урока, системы знаков, формы организации учебной
деятельности на уроке. |
Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи
для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное
оборудование, ТСО. |
2 уровень – учебный предмет:
|
Системы условных обозначений различных дисциплин,
развивающая среда для накопления навыков по данному
предмету. |
Учебники и учебные пособия, дидактические материалы,
методические разработки (рекомендации по предмету). |
3 уровень – весь процесс обучения:
|
Система обучения и воспитания, методы обучения и воспитания,
система общешкольных требований. |
Кабинеты для обучения, библиотека, столовая, помещение для
администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения. |
В свою очередь в нашей школе используются на различных уроках и занятиях
и идеальные, и материальные средства обучения и воспитания для
индивидуальных и групповых занятий с детьми:
- Печатные – книги для чтения,
учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный
материал, атласы и т.д.
- Наглядные плоскостные – карты
настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.
- Демонстрационные – макеты,
стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т.д.
- Электронные образовательные
ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии,
сетевые образовательные ресурсы, электронные журналы и электронные
дневники и т.д.
- Аудиовизуальные – слайды,
образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых
носителях и т.п.
- Учебные приборы – колбы,
барометр, компас и т.п.
- Спортивное оборудование –
тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и
т.д.
|