проекты

Областной заочный конкурс учебно-исследовательских проектов

 «Охрана и восстановление водных ресурсов»

 

 

 

Проект муниципального общеобразовательного учреждения

Писаревской средней общеобразовательной  школа

 Кантемировского муниципального района Воронежской области

 «Живи, река!»

 

 

 

 

Авторы проекта:  учащиеся 10 – 11 классов.

 

 

Руководители работы:

Васильченко Мария Дмитриевна – учитель химии и биологии,

Семенова Инна Владимировна – учитель географии.

 

 

Консультанты:

Васильченко Василий Павлович – педагог дополнительного образования МОУ Писаревской сош, инженер пожарной охраны Писаревского ЛПУ МГ,

Бычков Борис Денисович – главный специалист по охране природы отдела развития сельских территорий администрации Кантемировского муниципального района Воронежской области.

 

 

Содержание.

1.Научная аннотация.                                                                                                                3

2.Введение. Актуализация проблемы.                                                                                     4

3. Характеристика методов и методик, использованных при реализации проекта.           5

4.Механизмы и этапы реализации проекта (Программа действий)                                      8

5.Заключение                                                                                                                            12

6.Список используемой литературы                                                                                      13

7.Приложения.                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

1.Научная аннотация.

 Проект «Живи, река!» представленный на конкурс, затрагивает острую  экологическую проблему  на территории села Писаревка, которую необходимо решить сегодня – это   обмеление Богучарки,  постепенно умирающей. 

       Проведенные учащимися  исследования в текущем году показали, что нам угрожает экологическая катастрофа. И это действительно так. Из-за обмеления реки поднялись грунтовые воды. Богучарка, а вместе с ней и Писаревка постепенно превращаются в болото, зарастают камышом и болотной растительностью.

           В проекте представлены результаты исследований родниковой воды, описание методов работы, фотоматериалы, анализ научной и законодательной литературы.

      Разработчики проекта делятся своим опытом формирования экологического мышления учащихся,  популяризации и развития детского экологического движения в ходе учебно-воспитательного процесса.  Занимаясь решением водной проблемы, школьники общаются с жителями села, организациями  и предприятиями, тем самым повышая статус выбранной ими проблемы до районного уровня.

         В ходе работы над проектом проводились социальные опросы, фотосъемка местности, наблюдение за состоянием реки,  полевые исследования, восстановительные мероприятия, озеленение и укрепление левого берега реки, публиковались в газетах статьи учащихся, школьники выходили с ходатайствами на различные урони власти.            Проект разработан и реализован учащимися 10-11 классов.

 

 

 

  2.Введение. Актуализация проблемы.                                                                                                            

                                               Пусть на Земле не умирают реки   

                                               Пусть стороной обходит их беда,

                                               Пусть чистой остаётся в них навеки

                                               Студёная и вкусная вода.

                                               Пусть никогда не зарастает тиной

                                               Тот берег, на котором я стою.

                                               Большие дяди, взрослые мужчины,

                                               Храните речку, светлую мою!


 

Если взглянуть на ландшафтную карту окрестностей села Писаревка Кантемировского района Воронежской области, то, прежде всего в глаза бросается река Богучарка, которая, как артерия, пронизывает наш населённый пункт с запада на восток.  К большому сожалению, наша река вместе с её обитателями погибает!

Уже второй год учащиеся  нашей школы активно участвуют в «оздоровлении» Богучарки. Все мероприятия объединяют  проекты, направленные на восстановление и охрану реки. А всё началось с расчистки родника, расположенного на левом берегу нашей водной артерии. Именно тогда, в мае 2007 года, группа старшеклассников, сплоченных общей идеей, начала работу над проектом «Символ жизни на Земле – вода!». После реализации нашего первого проекта, мы увидели, что результат наших действий привлёк внимание к проблеме реки всех жителей села Писаревка и имеет не только эстетическое, но и экологическое значение. Нас поддерживают, нам помогают, прислушиваются к нашему мнению. И мы решили разработать и реализовать ещё один проект под названием  «Живи, река!» в надежде на то, что сможем спасти Богучарку.

Очень хорошо сказал о реках воронежский писатель Василий Песков в рассказе «Речка моего детства»:

«…Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо это сокровище! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый сад, лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно...»

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не её губительной частью.

 Считаем, что тема разрабатываемого проекта является актуальной не только для учащихся школы, но и для всех жителей села Писаревка. В масштабе области эта проблема ассоциируется с проблемой малых рек.

Цель проекта:

Охрана и восстановление малой реки Воронежской области- реки Богучарка.

Задачи проекта:

1. Наблюдение за  состоянием и за уровнем воды в реке Богучарка.

2. Формирование убеждения о причастности каждого человека к экологической ситуации в населённом пункте.

3. Расчистка, благоустройство родников и прилегающей территории левого берега реки Богучарка.

4. Исследование качества питьевой воды восстановленного родника.

5. Расчистка русла реки Богучарка.

 

Изучение и анализ научной и законодательной литературы

по проблеме проекта

 

       В ходе реализации проекта «Живи, река!» мы использовали различную литературу: научную, законодательную, материалы средств массовой информации.

        Мы выявили, что в Российской Федерации  развивается экологическое законодательство, которое представляет  собой трехуровневую систему нормативно-правового обеспечения в области охраны окружающей среды и природопользования:

1)      международные акты, определяющие права и обязанности Российской
Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования;

2)      федеральные правовые акты (Конституция Российской Федерации,
федеральные законы, федеральные подзаконные правовые акты);

3)      региональные правовые акты (законы и другие правовые акты субъектов федерации). {12}

Закон «Об охране окружающей среды», который был принят 2001 году и определил новый этап в развитии отрасли экологического права с учетом изменившихся политических, экологических, экономических условий общества и государства.

       С 1 июля 2002 года действует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в главе 8 которого содержатся составы административных правонарушений по вопросам охраны окружающей природной среды и природопользования.{12}
    Федеральным законом от 3 ноября 2006г. №181-ФЗ «О внесении изменения в статью 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» усилена санкция за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, либо и охранных зонах (округах).

Федеральным законом от 3 ноября 2006г. №182-ФЗ внесены изменения в ст. 8.35 КоАП.

    В 2006 году принят новый Водный кодекс РФ от 03.06.06г. № 74-ФЗ (введен в действие с 0 1января 2007г.).

Среди основных особенностей нового Водного кодекса:

1)      отмена лицензирования в сфере водопользования,

2)      более четкое разграничение прав собственности на водные объекты с сохранением федеральной собственности на все естественные водные объекты;

3)      конкретизация правовых норм по установлению размеров водоохранных зон, что особенно актуально в связи с обострением отношений по поводу использования территорий этих зон.

   При этом смягчен режим возможного использования водоохранных зон. В то же время установлены более жесткие конкретные нормы охраны болот. {12}

     Значительная часть Водного кодекса посвящена вопросам управления в области использования и охраны водных объектов.

     На федеральном уровне принято 20 актов различной юридической силы, затрагивающие отдельные виды общественных отношений в экологической сфере. Большинство из этих документов касаются вопросов реформирования системы органов власти, осуществляющих государственное управление в природопользовании, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

     Ведомственный  акт- приказ МПР РФ от 20 июля 2006г. № 168, которым утверждена форма отчетности об использовании субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений.

   Среди правовых актов администрации области необходимо отметить ежегодные постановления и распоряжения по готовности гидротехнических сооружений и организации работ по пропуску паводка, проведению операций «Чистая земля» и «Чистый воздух», «Дней защиты от экологической опасности»…

     Кроме законодательной базы в своём проекте мы опирались и на научную литературу, авторами которой являются доценты, профессора, кандидаты и доктора географических наук, ведущие специалисты Воронежского государственного университета и Воронежского государственного педагогического университета.

       Реализация данного проекта проводилась в селе Писаревка  Кантемировского района Воронежской области. Время реализации  июнь 2008  года - июнь 2009 года. Работа в рамках этого проекта продолжается и в настоящее  время, но перешла на другой качественный уровень. Наша главная задача: добиться полной расчистки русла реки Богучарка.

 

3. Характеристика методов и методик, использованных при реализации проекта

 

           В зависимости от поставленных задач при реализации проекта «Живи, река!» мы использовали различные методы: экспедиционный, стационарный, экспериментальный и теоретический.

Экспедиционный метод представляет собой комплексное обследование изучаемого объекта. Данный метод позволяет изучить явления, которые меняются во времени, например, уровень воды в реке.

Но экспедиционный метод имеет недостаток – полученные в экспедициях материалы характеризуют водные объекты лишь за короткий промежуток времени, относящийся к периоду их работы. {10}

В нашем случае экспедициями являются экскурсии и походы.

Экспедиционный метод тесно связан с методом стационарных наблюдений, в ходе которых мы с учителем географии Семеновой И.В. наблюдаем за режимом реки Богучарка, а также за её экологическим состоянием и фиксируем всё в полевом дневнике.

Нельзя представить наш проект и без экспериментального метода, который позволяет определить физические и химические свойства воды (РН-метрия, прозрачность, цвет, запах, наличие веществ в речной воде).

            Используя методику исследования качества воды, мы с учителем биологии и химии Васильченко М.Д. по взятым пробам воды из реки определили, что она не   имеет цвета, прозрачная, мутность слабая, запах в зависимости от места исследования был различным: землистым, болотным и рыбным.

Цвет (окраска).

При загрязнении водоёма стоками промышленных предприятий вода может иметь
окраску, не свойственную цветности природных вод. Для источников хозяйственно-
питьевого водоснабжения окраска не должна обнаруживаться в столбике высотой 20  см, для водоёмов культурно-бытового назначения -10 см. Диагностика цвета - один из
показателей состояния водоёма. Для определения цветности воды нужны стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд набирают воду и на белом фоне определяют цвет воды ( голубой, зелёный, серый ) - показатель определённого загрязнения.

 

             Завершающим звеном обобщения данных наблюдений и измерений, проводимых любым из методов: экспедиционным, стационарным, экспериментальным, - является теоретический анализ, включающий в себя, с одной стороны, использование общих физических закономерностей, проявляющихся в пространственных и временных элементах комплексного гидрологического явления, а с другой – обобщающую переработку самих наблюдений и измерений. {10}

Работая над проектом, мы использовали различные методы, методики и формы деятельности. Главным образом, мы участвовали в наблюдениях за живой и неживой природой, проводили полевые исследования, фотосъемки, составляли топографические планы местности. При работе с общественностью уместно отметить такие методы, как социологический опрос, анализ информации, сбор публицистического материала, написание статей в газеты, составление петиций и обращений к органам власти и населению, конкурсы проектов по благоустройству родника, конкурсы сочинений, акции, экскурсии и другие. Было сделано очень много практической работы: озеленение  и укрепление берега реки, природоохранные акции, расчистка родника и поиск новых родников, экологические субботники и другие восстановительные операции. В целом, проделанную работу можно считать одним методом – методом социального проектирования.

 

4.Механизмы и этапы реализации проекта (Программа действий)

 

1 Блок действий. Аналитико-поисковая работа.

1)      Изучение законодательной базы по вопросу охраны водных объектов. Июнь 2008 г

2)      Изучение общественного мнения по вопросу  экологического состояния  реки Богучарка. Сентябрь 2008

3)      Изучение мнения представителей разных уровней власти по интересующей проблеме. Ноябрь 2008 г.

4)      Сохранение лучших традиций школы по решению экологических проблем.  Июнь 2008 г-июнь  2009 г.

2 Блок. Массовая работа.

1)      Однодневные и многодневные походы, экскурсии, полевые исследования с целью изучения экологического состояния реки Богучарка. Июнь 2008 г.  – июнь 2009 г.

2)      Наблюдение за уровнем воды в реке. Июнь 2008 г.  – июнь 2009 года.

3)      Субботники учащихся совместно с родителями (уборка мусора, посадка деревьев на левом берегу реки Богучарка). Сентябрь-октябрь 2008 г.

3 Блок. Взаимодействие с организациями разных ведомств Кантемировского района в решении экологических    проблем.

1)      Встреча с инженером Писаревского ЛПУ МГ по охране окружающей среды Суховерковым Н.Е. Июнь 2008 года.

2)      Исследование качества питьевой воды восстановленного родника. Июнь 2008              

3)      Встреча с главным специалистом по охране природы отдела развития сельских территорий администрации Кантемировского района Бычковым Б.Д. Август 2008 года.

4)      Написание повторного обращения в Управление по экологии и природным ресурсам Воронежской области  к Бородкину А.И. с целью привлечения внимания к состоянию малых рек Центрального Черноземья и поиска средств для расчистки русла реки Богучарка в пределах Кантемировского района. (Первое письмо было написано в январе 2008 года в рамках реализации проекта «Символ жизни на Земле вода!») Декабрь 2008 г

5)      Поиск и благоустройство новых родников в пределах реки Богучарка. Апрель-июнь 2009 г.  

4 Блок. Внеклассные мероприятия. Пропаганда бережного отношения к природе.

1)  Публикация заметок в районной газете «Кантемировский вестник» об экологическом состоянии реки Богучарка. Январь 2009 г.

2)      Написание обращений к жителям села «Крик о помощи», размещение их на школьном сайте. Январь 2009 г.

3)      Экологическая игра «Лесной детектив». Апрель 2009 г.

 

5 Блок. Практическая работа.

1 этап практической работы

1)Заготовка лозы для плетня у беседки на берегу Богучарки. Июнь 2008 г.

2)Первоначальная очистка новых родников, изготовление и установка декоративного ограждения и ступенек  силами учащихся. Апрель 2009 г.

3)Написание ходатайств в различные организации и учреждения с целью привлечения спонсорских средств на благоустройство родников. Апрель 2009 г.

2 этап практической работы с участием общественности села

4)Расчистка площадки для укладки плит и дренажных систем у родника. Май 2008 г.

4)      Установка скамеек, декоративных «кресел» и «столиков» из цельного ствола дерева, оборудование места отдыха у родника совместными усилиями детей и взрослых. Июнь-июль  2008 г.

5)      Возведение беседки, часовни на левом берегу реки Богучарка силами работников Писаревского ЛПУ МГ. Оказание посильной помощи в строительстве со стороны учащихся школы. Июнь – июль  2008 г.

6)      Посадка деревьев на левом берегу реки (у родника) с целью укрепления берега. Октябрь.

7)      Оповещение экологической проблемы в телевизионной программе «Вести-Воронеж». Октябрь 2008 г.

Деятельность по реализации проекта началась с аналитической и исследовательской работы. Мы встретились с должностными лицами и специалистами по охране окружающей среды: Бычковым Б.Д., Сердюковым В.В., Суховерковым Н.Е., которые высказали свой взгляд на проблему состояния водных ресурсов, обратили внимание на результат  и ошибки нашего предыдущего проекта «Символ жизни на Земле – вода!».

      Бычков Б.Д.,  главный специалист по охране природы отдела развития сельских территорий администрации Кантемировского муниципального района:

«…Обратите внимание на то, что 1 января 2007 года введён в действие Водный кодекс Российской Федерации, одна из статей которого запрещает распашку земель, выпас скота и прочую хозяйственную деятельность ближе 30 метров к речному берегу. Данный пункт закона касается всех жителей, чьи огороды расположены вблизи речек. Несоблюдение законодательства обернётся  для его нарушителей серьёзными проблемами…»

Сердюков В.В., глава администрации Писаревского сельского поселения. Фрагмент интервью:

- Валерий Владимирович, что изменилось в экологическом состоянии реки Богучарка в пределах нашего населённого пункта?

-Вы, молодцы, ребята, что в 2007 году подняли вопрос о расчистке русла реки. Пускай медленно, но уверенными шагами совместными усилиями мы поможем нашей реке…

            Суховерков Н.Е., специалист по охране природы Писаревского ЛПУ МГ:

«В организации Писаревского ЛПУ МГ существует химическая лаборатория, осуществляет контроль за работой предприятия, в т.ч. и очистных сооружений. Один раз в месяц отбираются пробы воды, поступающей на очистные сооружения,  и пробы воды после биологической очистки. По результатам проведённых анализов осуществляется оценка работы очистных сооружений. На основе предельно – допустимых концентраций, установленных Воронежскими природоохранными организациями, даётся заключение об эффективности работы очистных сооружений. Данные анализа сточной воды предоставляются в службу ЭВС, инженеру по охране окружающей среды. Я отчитываюсь о работе очистных сооружений перед Воронежскими природоохранными организациями». 

            Далее были проведены различные полевые исследования. Нас интересовало и интересует состояние воды реки Богучарка. Свои наблюдения мы записываем в полевые дневники. Школьники вместе с родителями участвовали в субботниках по благоустройству мест отдыха на левом берегу реки Богучарка.

            Собственными силами мы определили состояние родника, расчистили исток, установили плетень и ступеньки. С этой малой акции и начались все дальнейшие большие и малые подвижки. Мы обратили внимание общественности на состояние родника. Проблема, оказывается, волнует не только школьников. Во многих организациях нашлись энтузиасты, разделившие нашу заботу. В Писаревском ЛПУ МГ был объявлен конкурс на лучший проект по благоустройству родника и прилегающей территории, был определен победитель. Потом мы совместно с Васильченко В.П., инженером пожарной охраны Писаревского ЛПУ МГ, педагогом дополнительного образования нашей школы, человеком неравнодушным к проблемам экологии, обратились с ходатайствами о выделении денежных средств на реализацию проекта благоустройства родника. Вся дальнейшая работа осуществлялась силами работников Писаревского ЛПУ МГ. Мы оказывали посильную помощь: заготавливали лозу для плетня, сажали деревья, проводили экологические субботники. Нас очень радует, и мы гордимся, что все значительные преобразования начались с нашей акции.  Теперь берег реки не узнать!

Место родника огорожено, расчищено, установлена система водостока, дренажа. Взяты пробы воды для анализа. Все показатели по химическому составу удовлетворительные. Благодаря общим усилиям, убрана дамба, ставшая наряду с другими, причиной обмеления реки, замедления ее течения и, как результат, зарастания камышом. На месте дамбы установлен подвесной мост. Усилившееся течение способствовало исчезновению тины и водорослей.

На берегу реки выстроена часовня. На ее возведение не потребовалось глобальных затрат – она выстроена из дикого камня.

Привлекает прохладой в жаркий летний день и беседка на берегу реки. Ее стены оформлены плетнем. Благо материала для такой ограды  на берегу реки полным полно.

Но и на этом работа не закончена. Вместе с Васильченко В.П. мы добиваемся глубокой расчистки русла реки. Понимая, что это дело дорогостоящее, мы продолжаем привлекать внимание к состоянию нашей Богучарки; думаем, что наши усилия заметят и выделят такие средства и необходимую технику. Мы выяснили, что в соседнем с нашим селом  селе Данцевка Богучарского района уже ведутся работы по очистке реки. Связавшись с подвижником этой работы Карповым Н.М., мы наблюдаем за процессом расчистки, а Васильченко В.П. ищет способы привлечь технику и на наш участок реки.

5.Заключение

 

Выбранная и разработанная нами проблема имеет огромное значение. Занимаясь реализацией проекта, было изучено и прочитано много научной, законодательной литературы. Нами проделана огромная работа по экологическому просвещению и пропаганде. Проблема нашего села была изложена в программе «Вести-Воронеж» 16 октября 2008 года. Нам удалось привлечь внимание руководителей и работников различных ведомств, разных уровней власти: главу администрации сельского поселения Сердюкова В.В., инженера-эколога Писаревского ЛПУ МГ Суховеркова Н.Е., специалиста по экологии и природопользованию Кантемировского района Бычкова Б.Д.,  главу администрации Кантемировского муниципального района  Алейника И.Г. и других уважаемых людей. Участники проекта осветили проблему в средствах массовой информации. Самое главное – расчищен и благоустроен родник, облагорожена (хотя и небольшой участок) территория левого берега реки Богучарка. Люди идут к нему за водой, отдыхают семьями в беседке. Мы надеемся на то, что спасём свою речку.

 

 

Список используемой литературы.

1.      Атлас Воронежской области. /Под редакцией Н.Н.Ермоленко.-Воронеж:.-1993.-48с.

2.      География Воронежской области. Учебное пособие. /Ю.А.Нестеров, В.В.Подколзин, З, В.Пономарева и др.-Воронеж:-1998-160c

3.      География Воронежской области. /Под редакцией В.В.Подколзина.-Воронеж:-1994.-110с.

4.      Долинно – речные ландшафты Среднерусской лесостепи. /Под редакцией Ф.Н.Милькова.-Воронеж: -1987.-255с.

5.      Конституция РФ.

6.      Камышев Н.С., Хмелев К.Ф. Растительный покров Воронежской области и его охрана.-Воронеж: изд-во Воронеж гос. ун-та.-1976.-210с.

7.      Курдов А.Г. Реки Воронежской области, их водный режим и охрана.- Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та.-1984.-148с.

8.      Материалы геологических изысканий под генплан в совхозе "Писаревский" Кантемировского р-на Воронежской области.- Воронеж:- изд-во ЦЧО.-1968-40с

9.      Мильков Ф.Н., Бережной А.В., Михно В.Б. Терминологический словарь по физической географии. Справочное пособие.- М.: Высшая школа.-1993.-288с.

10.  Мишон В.М. Поверхностные воды Земли: ресурсы, использование и охрана. –Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996.-220 с.

11.  Система земледелия и землеустройства колхоза "Писаревский".-Воронеж: изд-во ЦЧО.-1984.

12.Ступин В.И., Сейдалиев Г.С. и др. Доклад о государственном надзоре и контроле природных ресурсов и состоянием окружающей среды Воронежской области в 2006 году.-Воронеж: из-во им. Е.А. Болховитинова, 2007 г

 

 

 

 

Приложения.

            Приложение 1.  Опрос общественного мнения. Выявление наиболее острых и неотложных для села проблем

 

 

 

 

             Проблема состояния реки  по мнению опрошенных оказалась самой актуальной

 

 

 

Приложение 2. Первоначальный этап восстановления родника. С чего все начиналось…

 

 

 

                                            

 

 

 

 

Приложение 3. Фауна реки Богучарка.  Фотоотчет.

 

                               

 

                                                                    Цапля                                                                                 Лебедь

 

 

 

       Приложение 4. Оповещение экологической проблемы села Писаревка в программе «Вести – Воронеж».

                             

                          

 

 

 

                                                                                                                                                 

 

 

Приложение 5. Вид левого берега реки Богучарка, реконструированного и благоустроенного силами работников Писаревского ЛПУ МГ и учащихся Писаревской сош

                                                

 

 

 

 

                             

 

 

                                 

Приложение 6. Исследование воды реки Богучарка  в пункте 1 «Буруны».

1.           Прозрачность воды (читаемость шрифта по столбику мерной пробирки: чем больше воды в ней налито, тем больше прозрачность. Прозрачность воды может определяться и другими способами) вода прозрачная

2.           Мутность   воды  (слабая,   заметная,   сильная)  (определяется в пробирке на фоне белого листа бумаги).

4.           Осадок (слабый, заметный, сильный)

5.           Запах (землистый, гнилостный, болотный, рыбный)

6.           Запах по интенсивности (слабый, заметный, сильный)

7.           Цвет воды (серый, бурый, зеленоватый, желтоватый или  др.)            голубоватый.

Аналогичные исследования проводились в 4 пунктах реки Богучарка в окрестностях села Писаревка.

 

Приложение 7. Картографическая работа, выполненная в ходе полевых исследований.