Попова Н.Н.

 Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме "Составление описательного рассказа о посуде"

 

 

Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно -  эстетическое развитие", "Физическое развитие".

Задачи:

1) Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи  прилагательные. Дифференцировать  звуки "Ш" и "Ж" в чистоговорках

Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения  ("Речевое развитие")

2) Развивать воображение, творческую активность; системность  мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, продолжать закреплять умение классифицировать  посуду ("Познавательное развитие").

3) Вызвать сопереживание персонажам художественного произведения, реализацию самостоятельной творческой  деятельности детей при изображении предметов посуды ("Художественно-эстетическое развитие").

4) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками,  умение договариваться,  учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении ("Социально-коммуникативное развитие").  

5) Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук. ("Физическое развитие").

6) Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение  к исполнению образных движений под музыку ("Художественно-эстетическое развитие").

Методы и приемы:

- практические: физкультурная минутка "Я бегу, бегу, бегу!", пальчиковая гимнастика "Моем посуду", дидактическая игра "Что лишнее?", мимическое упражнение "Закипающий чайник", речевая игра "Какая посуда?', дидактическое упражнение "Дорисуй деталь'

- наглядные: демонстрационный материал – иллюстрации с изображением разнообразной посуды

- словесные: загадывание загадки о посуде, проговаривание чистоговорок, составление описательного рассказа, вопросы, рассуждения, обсуждения.

Материалы и оборудование:

 -сказка К.И. Чуковского "Федорино горе",

- разнообразная посуда

- аудиозапись, музыкальный центр

- картинки, с изображением предметов посуды с недостающими деталями

-карточки с изображением посуды (чайная, столовая, кухонная)

-платок

-сервировочный стол

-магнитная доска

-карандаши цветные.

 

1.Организационный момент.

 Воспитатель берет на книжной полке книгу с загадками. Предлагает детям отгадать загадку: "Я - рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь - разобьюсь". (Посуда.) 

- Какую посуду можете назвать? (Ответы.)

 

2. Дидактическая игра "Что лишнее?".

 - Посмотрите сколько разной посуды изображено на рисунках. Для чего она нужна?

 Разложить посуду в три ряда по назначению: кухонная, чайная, столовая.

- А сейчас поиграем в игру "Четвертый лишний".

  Детям предлагается три карточки с изображением посуды:

1.     Сковорода, кастрюля, чайник, тарелка.

2.     Чайник для заварки, чашка, сахарница, половник.

3.     Супница, глубокая тарелка, мелкая тарелка, сковорода.

- Какой предмет здесь лишний? Объясните, почему он лишний? Каким одним словом можно назвать оставшиеся предметы?

 

3. Мимическое упражнение "Закипающий чайник".

 Представьте себе, что вы – пустой чайник, в вас медленной струйкой вливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает закипать, бурлить и вот – нет терпения! Вода кипит, пар из носика валит! (Слышится свист.) Вода вся выкипела: "Спасите! Помогите!"

 

4.Сказка "Федорино горе".

-Какая книга про посуду стоит на нашей книжной полке? ("Федорино горе")

 Воспитатель зачитывает отрывки из сказки.

- Как называется сказка?

- Кто написал эту сказку?

- Какая посуда в сказке ожила и убежала?

- Почему посуда убежала от Федоры?

- Как можно помочь Федоре?

 

5. Пальчиковая гимнастика "Моем посуду".

 Воспитатель надевает на голову платок, превращается в Федору.

 Федора: "Помогите мне, ребята, вернуть посуду. Посуду мыть умеете?

 "Мы почистим тебя песочком,           трут кулаком о ладонь

   Окатим тебя кипяточком,

   Вытрем тебя полотенчиком.               делают круговые движения ладонями

  И ты будешь опять,                           поднимают руки в стороны – в вверх

  Словно солнышко сиять."

 

6. Речевая игра "Какая посуда?" (подбор прилагательных)

-Какая посуда была у Федоры в начале сказки? (Грязная, не мытая,…)

-Какой стала посуда? (Чистая, сияющая,…)

 

7. Составление описательного рассказа.

 Подходят к заранее подготовленному сервировочному столу, на котором расставлена посуда. Воспитатель берет предмет и рассказывает о нем.

Затем дети выбирают один предмет и составляют описательный рассказ об этом предмете.

 

8. Чистоговорка.

" Жу-жу-жу – я кружу,

   Жи-жи-жи –у меня ножи,

   Ша-ша-ша -  чашка хороша."

 Дети вначале слушают, затем повторяют хором и индивидуально.

 

9. Физкультминутка (аудиозапись к сказке "Федорино горе").

 "Я бегу, бегу, бегу. Удержаться не могу!" Выполнение движений под музыку.

 

10. Дидактическое упражнение "Дорисуй деталь посуды".

Раздать детям картинки с изображением посуды с недостающими деталями.

- Это посуда, которая убежала от Федоры. Назовите недостающие детали. Для чего они необходимы? Что случится, если их не будет? Давайте поможем Федоре, дорисуем посуде недостающие детали.

 

11. Итог.

 Дети раскладывают рисунки на столе и оценивают свою работу.

 -Давайте вспомним, что интересного вы узнали о посуде?

 -Что понравилось больше всего?

 - К какой сказке в гости вы хотели бы отправиться в следующий