Павловская М.Н.

 

Эссэ:

"Моя педагогическая философия".

 

 

"Умение воспитывать- это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины".

А.С.Макаренко

 

Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств, воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту. Эти слова точно отображают суть моего профессионального выбора. Мой педагогический стаж- 20 лет. В 1994 году начала свою педагогическую деятельность в школе- учителем начальных классов. Судьба повернулась так, что последние 10 лет работаю воспитателем в детском саду. Когда пришла в наш детский сад " Ручеек|, трудно было перестроится, так как специфика работы отличается.

Но мне очень хотелось стать хорошим воспитателем.

Возможно ли однозначно ответить на вопрос: " Что такое хороший воспитатель?". Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.

Я считаю, что воспитатель объединяет в себе все три профессии.

Во- первых:

Хороший воспитатель- это врач, для которого главный закон: "Не навреди!". Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием.

Во- вторых:

Хороший воспитатель- это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.

В- третьих:

Хороший воспитатель- это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. " Творчество- вот лучший учитель". Вырастить человека в полном смысле этого слова- это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми- педагогами детских садов.

Воспитатель должен любить детей- без этого его работа не имеет смысла.

Современный воспитатель- это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Это просто хороший человек. Дело все в том, что " погоду в доме", программу в детском саду делают люди, хорошие люди, хорошие воспитатели.

Работаю я в разновозрастных группах: для детей младшего возраста ( 3-5 лет) и для детей старшего возраста ( 5- 7 лет). Дети младшего возраста очень ранимы, и с этим нельзя не считаться. Еще В. Г. Белинский предупреждал, что "детская душа - инструмент тонкий нежный и обращаться с ним надо бережно, чтобы не испортить, не сломать его". Малышей обязательно надо ласкать: то погладить по головке, то слегка обнять и сказать ласковые слова. Старшие дети больше любят словесную похвалу, они стесняются ласки.

В своей работе особое внимание уделяю социальному и творческому развитию детей. Считаю одной из приоритетных задач воспитателя- научить их ориентироваться в современном мире. Помогаю стать коммуникабельными людьми, развиваю воображение и фантазию, пробуждаю творческую активность, раскрываю талант. Работая с детьми стараюсь развивать их индивидуальные способности, особенно в творческой речевой деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми.

 Практикую разнообразие в организации НОД. Каждый раз придумываю новое, что помогает ребятам творчески мыслить, проявлять свои природные способности.

Такой подход дает  детям возможность  чувствовать себя комфортнее. Широко использую метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций; экспериментирование; решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Одним из принципов своей работы считаю личностно- ориентированный подход к детям. Стараюсь строить работу так, чтобы ребенок, оставшись без родителей на весь день, чувствовал заботу, теплоту окружающих.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи ре хотят воспитывать ребенка, другие- не умеют это делать, третьи- не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Беседы с родителями провожу как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяю цель: что необходимо выяснить, чем могу помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподношу таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Воспитатель должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

И, в заключении, хочется назвать основные составляющие, на которых строится моя педагогическая деятельность:

·       Ребенок- уникальная личность;

·       Педагог, как личность, носитель образования;

·       Командная работа- основа достижения целей и успеха;

·       Стремление к качеству, совершенству;

·       Культура организации взаимоотношений;

·       Семья- основная среда личностного развития ребенка.