МОУ Писаревская сош                        методика

 

Урок литературы на тему:

« Поэты Серебряного века.   Лирика Б.Пастернака.» 11класс.

 

Учитель русского языка и литературы

 Мотузок Валентина Петровна.

 

 

Тема урока: «  Поэты Серебряного века. Лирика Б.Пастернака .»

Цели урока: познакомить учеников с биографией поэта, разнообразием его дарований;

открыть уч-ся поэзию Пастернака, познакомить с темами и проблемами лирики поэта;

совершенствовать навыки анализа текста;

дать представление о  своеобразии любовной лирики поэта.

Оборудование: портрет писателя, репродукции картин Б.Пастернака, запись стихотворений. Записи произведений А.Н.Скрябина.

Методические приёмы: лекция, анализ стихотворений, беседа.

Тип урока – получение и осмысление  новых знаний.

 

 «Где человек, до конца понявший Пастернака? <…> Пастернак – это тайнопись, иносказание, шифр. <…> Пастернака долго читать не выносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?)»

                                                                                            М.Цветаева

Жизнь и творчество Б.Пастернака. Вступительное слово учителя.

1.           О действиях члена Союза писателей СССР Б.Л.Пастернака, не совместимых со званием советского писателя.

Постановление президиума правления Союза писателей СССР, бюро Оргкомитета Союза писателей РСФСР, президиума правления Московского отделения Союза писателей РСФСР.

<…> учитывая политическое и моральное падение Б.Пастернака, его предательство по отношению к советскому народу, к делу социализма, мира, прогресса, оплаченное Нобелевской премией в интересах разжигания холодной войны, – президиум правления Союза писателей СССР, бюро Оргкомитета Союза писателей РСФСР и президиума правления Московского отделения Союза писателей РСФСР лишают Б.Пастернака звания советского писателя, исключают его из числа членов Союза писателей СССР.

/принято единогласно/

2.           Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза Никите Сергеевичу Хрущеву.

Уважаемый Никита Сергеевич!

Я обращаюсь к Вам лично, ЦК КПСС и Советскому Правительству.

Из доклада т. Семичастного мне стало известно о том, что правительство «не чинило бы никакого препятствия моему выезду из СССР».

Для меня это невозможно. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой.

Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её. Каковы бы ни были мои ошибки и заблуждения, я не мог себе представить, что окажусь в центре такой политической кампании, которую стали раздувать вокруг моего имени на Западе.

Выезд за пределы моей Родины для меня равносилен смерти, и поэтому я прошу не принимать по отношению ко мне этой крайней меры.

Положа руку на сердце, я кое-что сделал для советской литературы и могу еще быть ей полезен.

31.10.1958г.                    Б.Пастернак.

3.           Высылка и негласное заточение Б.Пастернака в Переделкино (дачный поселок). 30 мая 1960г. – смерть от тоски, обиды, ненужности, одиночества.

Выступление заранее подготовленных  учеников:

1.     Борис Леонидович Пастернак был с избытком наделен волшебной силой чудотворства. «И образ мира, в слове явленный», представленный в его поэзии, многогранен и ярок. Пастернак возродил многие общечеловеческие этические ценности в поэзии: утверждение добра, красоты, счастья, человеколюбия, наконец, простой человеческой порядочности и чести – словом, то, что в XX веке беспощадно попиралось, девальвировалось (обесценивалось), оборачивалось культом насилия, безнравственностью, предательством. Гуманистический настрой его поэзии проявляется всё отчетливей, популярность его возрастает. Творчество Пастернака – одна из вершин русской поэзии и прозы XX века.

2.     Родился Б.Пастернак 30 января 1890г (100 летний юбилей справлялся в России – этот год был объявлен Международным годом Пастернака, 1990г). Отец его – Леонид Осипович Пастернак (1862–1945) – академик, известный художник, друг Льва Толстого; мать – Р.И.Кауфман – талантливая пианистка. Творческая, артистическая среда окружала Пастернака с детства. Он рос и формировался как личность в атмосфере, насыщенной искусством. Искусство стало для него повседневностью, своеобразным бытом. В доме устраивались концерты, здесь часто бывали художники, музыканты, писатели, ученые – Толстой, Серов, Ключевский, Рахманинов и многие другие деятели культуры. Особенно частым гостем был композитор Скрябин, оказавший большое влияние на юного Пастернака. Поэзия, музыка, живопись рано вошли в жизнь будущего поэта. Б.Пастернак окончил Московскую гимназию с золотой медалью. Затем поступил в университет на юридический факультет, перевелся на философский… Родители мечтали, что сын станет выдающимся музыкантом, но он стал великим поэтом.… Так формировалась незаурядная личность будущего поэта «серебряного» века.

Вся остальная биография Б.Пастернака отразилась в его стихах. Живопись и музыка стали неотъемлемой частью его поэзии.

 

В 1960 году поэта не стало.

 

 

Единственное появившееся в газете (одной) «Литературная газета» сообщение о смерти Пастернака:

«…правление Литературного Фонда СССР извещает о смерти писателя члена Литфонда, Б.Л.Пастернака, последовавшей на 71 году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни, и выражает соболезнование семье погибшего…».

3.               Разобрали венки на веники,

                  На полчасика погрустнели…

Как гордимся мы, современники,

Что он умер в своей постели!...

И не то чтобы с чем-то за сорок,

Ровно семьдесят – возраст смертный,

И не просто какой-то пасынок,

Член Литфонда – усопший смертный!

Ах, осыпались лапы–елочки,

Отзвенели его метели…

До чего ж мы гордимся, сволочи

Что он умер в своей постели!

Мело, мело по всей земле, во все пределы,

Свеча горела на столе, свеча горела…

И кто-то, спьяну, вопрошал:

«За что? Кто там?»

И кто-то жрал, и кто-то ржал

Над анекдотом...

Гул затих. Я вышел на подмостки,

Прислоняясь к дверному косяку…

Вот и смолкли клевета и споры,

Словно взят у вечности отгул…

А над гробом встали мародеры

И несут почетный…

Ка – ра – ул!

А.Галич

Он награжден каким-то вечным детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

А он её со всеми разделил.                        А.Ахматова

Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья и щедроты

Души воспламененной чьей-нибудь…      /«После грозы», 1958г./

Мне часто думается – Бог

Свою живую краску кистью

Из сердца моего извлек

И перенес на ваши листья.                      Б.Пастернак, 1958г.

 

Себя поэт ощущает со – причастным Богу в творении мира. Б.Пастернак утверждал равенство Бога и творческой личности.

 

4.     Борис Леонидович Пастернак – поэт-представитель Серебряного века. Серебряный век… Этот термин стали относить к той части всей художественной культуры России к.19 - н.20века, которая была связана с символизмом, акмеизмом. «неокрестьянской» и частично футуристической литературой. Лучшие поэты Серебряного века говорили о вечных ценностях: о человеке, его душе,  о добре истине, красоте и были сами носителями лучших человеческих качеств.

 

Слово учителя:

 

«Нас мало. Нас может быть трое…»,- писал Б. Пастернак, отчётливо осознавая особенность своего пути и поэзии, своё избранничество.

В нём было всё: и пылкое отношение к миру, безудержность надежд, сомнений и совсем не юношеская ответственность перед жизнью…

По всему строю своей личности Пастернак принадлежал к искусству авангарда. Вместе с С. Бобровым, Н.Асеевым он создал футуристическую группу «Лирика».

В 1914г. Вышла первая книга «Близнец в тучах».

 

Звучит запись стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…»

Работа в группах.

 

 Как достигается выразительность, импрессионистичность стихотворения?   Уч-ся 1 группы определяют роль синтаксиса и интонации в стихотворении.

 Уч-ся 2 группы работают с формами глаголов, объясняя их роль.

 Уч-ся 3 группы работают с лексикой.

Уч-ся 4 группы выявляют особенности звукописи и цветописи.

Уч-ся представляют свои (кратко)  «мини-исследования».

 Учитель:  В стихотворении Б.Пастернак заявляет о своих поэтических принципах: подчиняться не норме и логике, а случайным ассоциациям, порыву души.

 

Чтение  и прослушивание других стихотворений Б.Пастернака.  «Про эти стихи», «Сосны», «Иней», «Снег идёт», «На ранних поездах», «Любить иных», «Никого не будет в доме».

Комментарии к слайду. (Определение тем стихотворений, нахождение ассоциативных рядов. Отдельных особенностей поэтического текста, отмеченных в слайде).

 

Слово учителя: Вы прослушали стихотворения поэта. Какие из них вам больше понравились?  (Предполагаю, что дети назовут стихи «Любить иных…» и «Никого не будет в доме…»).

Попробуйте определить тему и адресата этих стихотворений. (Тема любви. Стихи посвящены второй жене Б.Пастернака Зинаиде Николаевне Нейгауз.)

Это не только любовные, но и философские стихотворения, так как содержат очень важную для Пастернака мысль: у человека, любящего женщину, не возникает вопросов, для чего он живет. Смысл его жизни – в самой любви.

 

Слово учителя. В 1950г. Борис Леонидович знакомится с Ольгой Всеволодовной Ивинской, последней и самой большой любовью всей его жизни. За участие Ольги Всеволодовны в жизни поэта её арестовали; Пастернака тронуть не посмели: за него вступился Д. Неру . Четыре года находилась Ивинская в заключении, потеряла ребёнка….Четыре долгих и страшных года… для обоих.

Прочитайте ещё одно стихотворение поэта.

Слайд №6.

Как вы думаете, кому оно посвящено? Какое настроение возникло у вас после его прочтения?

 Анализ стихотворения «Бессонница».

Работа в парах. Дети получают задания на карточках.

Карточка №1.

Понравилось ли вам стихотворение?  ( Стихотворение понравилось.  Автор в нескольких коротких предложениях смог воссоздать картину бессонной ночи, когда мысли не дают уснуть. )

Каким настроением проникнуто стихотворение?  (Стихотворение вызывает настроение лёгкой грусти. Бессонница возникает на фоне личных переживаний, возможно, связанных с разлукой с любимой женщиной, с потерей, с чувством одиночества).

Карточка №2.

Какая возникает картина? (Возникает картина ночи. Скоро рассвет. Звёзды начинают меркнуть, становится темнее, воздух охлаждается. Это самое лучшее время для сна. И именно в такой момент бессонница особенно мучительна.)

Чем навеяна бессонница? Это первая такая ночь?  Подтвердите ответ текстом. ( Бессонница навеяна тревожными раздумьями лирического героя. Эта ночь далеко не первая, это подтверждает слово «опять» во второй строке.)

Карточка №3.

Попробуйте выстроить ассоциативный образный ряд стихотворения. Определите ведущую тему стихотворения. Только ли эта тема затронута в стихотворении?   (Часы – ночь – человек – пастух – рассвет –холод – окно – улица – волна  ). Ведущая тема: бессонница. Она обозначена в заглавии стихотворения. Но стихотворение не исчерпывается лишь этой темой. В нём прослеживается тема любви, одиночества, связи человека с природой, звуками внешнего мира. На фоне этих звуков автор ведёт внутренний разговор, обращаясь к близкому человеку. Возможно, это его любимая женщина, Ольга Ивинская, которая в этот момент находится в лагере. Стихотворение представляет собой элегическое рассуждение, оно отражает внутренний мир героя через рассуждение.  Лирический герой сам задаёт вопросы, сам на них отвечает.

Карточка №4.

Назовите проблему стихотворения, пафос, художественный метод, особенности сюжета и композиции.

(Проблема – философская. Человек-человек, человек-природа. Пастернак считает, что только через любовь возможно постижение смысла жизни. Пафос стихотворения – утверждающий, поэт верит в светлое будущее, в то, что любимая рядом или скоро будет рядом. Сюжет практически отсутствует. Композиция стихотворения подчинена движению чувства лирического героя, он очень переживает, он одинок, но по Пастернаку это не гибель, а торжество существования «Всей белизны своей сквозной волной ты со мной». Только через разлуку в любви можно в полной мере ощутить её необходимость, только познавший ночь уверует в непобедимость рассвета.

Художественный метод – модернизм.)

Карточка №5.

Определите стихотворный размер, назовите встретившиеся вам в тексте тропы и синтаксические фигуры, особенности синтаксиса.( Стихотворение  написано шестистопным ямбом, осложнённого пиррихием – стопа состоит из двух безударных слогов, которые придают стихотворению звуковое разнообразие и подвижность. Рифма в первых четырёх строках-мужская/женская, а в следующих- только мужская. Силлабо-тоническая система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Поэт использует метафору «Всей белизны своей сквозной волной», эпитет «сквозной». В синтаксисе – риторические вопросы, обращённые либо к самому себе, либо в никуда, также – отрывистые, короткие предложения, подчёркивающие сумятицу мыслей и чувств. Синтаксис поэта – убеждающий. Запас образов (см. образный ряд) у Пастернака особый: в нём вещи связаны как-то не очень тесно, но эта случайность оказывается более сильною связью, чем самая тесная логическая связь.)

Вывод: В стихотворении присутствует символ, характерный для пастернаковской лирики – окно. Граница микромира героя определяется окном, через которое проникает холод. Окно является своеобразной связью с внешним миром, возможно, враждебным. Мотив проникновения холода связан с посягательством на личную жизнь героя. Окно у Пастернака никогда не оставляет ощущения укрытости.

 

 Итоги урока. 

Дети высказывают свои мнения об услышанном на уроке.

Звучит музыка А.Н. Скрябина и стихотворение Я. Смелякова «Пастернак».

 

Д/З Сочинение – миниатюра по одному из стихотворений поэта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz