Сценарий внеклассного мероприятия на тему           методика
»Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»     5 класс.  Классный руководитель Васильченко Мария Дмитриевна.             

Цель: Познакомить детей с вежливыми словами и научить ими пользоваться в жизни.                                                                                                                                     Задачи:1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.2. Познакомить с историй слова «спасибо».3. Расширить понятие детей о культуре поведения.4. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими  людьми.

Учитель. Ребята, сегодня мы  вами поговорим о вежливости, воспитанности, хорошем поведении. А что  значит по- вашему,  быть вежливым?

1. Вежливость - моральное качество, человека для которого уважение к людям  является повседневной нормой и привычным способом общения с окружающими. Она включает в себя внимательность, проявление доброжелательности во всем , готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается.

2.Слово вежливость происходит от старинного – веже , то есть знаток. Быть вежливым – означает как себя вести. Мы часто слышим выражение вежливый человек. Какой это человек? Это человек, который соблюдает правила приличия, воспитанный, учтивый.3.Внимательное и доброжелательное отношение к людям проявляется в поступках, словах. Послушайте вот это стихотворение и подумайте над поведением этой девочки.

(Агния Борто Любочка. Как вы думаете, правильно ли поступает эта девочка и почему?   .                                                                                                                                                        

1.       . Знание и соблюдение правил поведения помогают нам найти общий язык с самыми разными людьми  это очень важно выбрать правильную линию поведения.                       

.    Друзья, вот вам на всякий случай   Стихи о школьнике одном. Его зовут ... а впрочем,  мы лучше здесь его не назовешь .Спасибо", "Здравствуйте", "Простите"   Произносить он не привык.    Простого слова "извините" Не одолел его язык.  Не скажет он друзьям по  школе Алеша, Петя, Ваня, Толя.    Своих друзей зовет он только Алешка, Петька, Ванька, Толька. А может быть, он вам знаком, и вы встречались с ним где-либо, тогда скажите нам о нем, а мы... мы скажем вам "спасибо".   


УЧ:  - А в ваших классах есть такие ученики?                     
     

 

  - Ребята, какую профессию вы хотели бы выбрать для себя по окончании школы?)

      Но кем бы вы не работали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям                            

Я люблю, когда при встрече мы знакомым и родным:»С добрым утром» « Добрый вечер» «Доброй ночи» говорим. Если к чаю иль к обеду в дом войдем – не любо, что ль, поклоняясь. Сказать соседям :»Чай да сахар! Хлеб да соль!» Рыболовам, звероловам – теплой ночи у костра, и – богатого улова, и – ни пуха ни пера. Пусть людей во всех заботах ждут удачи и успех,  чтоб работалось с охотой и гулялось без помех. Даже стае журавлиной, улетающей от нас , по обычаям старинным мы кричим « В счастливый час». И живется вроде лучше, и на сердце веселей, коль другим благополучья пожелаешь на земле. Понять и исполнить желанье другого.  Одно удовольствие, честное слово.

Прочитаем наши плакаты с правилами вежливости и доброты.

  • Добро, сделанное в тайне, оплатится явно.
  • Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
  • Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.

Достаётся не дёшево  Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего, чем ты людям помог?                    2. ИСТОРИЯ СЛОВА «СПАСИБО».

 В  древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!».Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо». Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно! Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо».

Самым вежливым из крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. В этом стихотворении вы услышите как, какие и когда произносить вежливые слова. Вежливое слово.

Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других.

Как случается, что один человек благодарный, а другой - нет? Отчего это зависит? От ума, сердца, воспитания?
Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов». Подарок, что так актуально в праздники, тоже порой служит достойным способом отблагодарить. Но чаще всего мы говорим это простое слово с таким великим значением - «спасибо».     СТИХОТВОРЕНИЕ о дедушке.   УЧ: Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные. Подумайте, правильно ли ведут себя дети, называя себя друзьями в этой ситуации?                                            

Мы с соседом Петькой – верные друзья. Он получит двойку – получу и я. Вместе мяч гоняем, вместе лед сосем, на уроке пения громче всех поем. Он залез в малину - я малину рву. Он порвет штанину – я свою порву. Мы всегда веселые, мы навек друзья. Потеряй он голову – потеряю я.

Правильно ли друзья понимают дружбу?      « Один за всех – все за одного».                                                                               

Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.   Какие манеры вы увидели у этого персонажа?             

        Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.

"Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал". (Ответы)  Правильно. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями. Попробуй сам стр79.  Медведя лет пяти – шести учили, как себя вести: - в гостях, медведь нельзя реветь, а теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором)." Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь ...(хором - пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову : ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ..... (извините,пожалуйста). - Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще.        С добрым утром.  Я люблю, когда при встрече мы знакомым и родным:

5.  ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.  УЧ: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

Глаза у Саши велики,  Наш Саш близорукий. Врач прописал ему очки .По правилам науки. Отшлифовали в мастерской. Два стёклышка на славу, Потом заботливой  рукой ,их вставили в оправу. Очки вложили мастера .В коробку из пластмассы, и Сашин дедушка вчера. Их получил у кассы. Но про очки ребятам всем. Известно стало сразу. Они кричат ему: "Зачем. Тебе четыре глаза? Саша, Саша - водолаз!. У тебя две пары глаз. Только ты, очкастый, .Стёклами не хвастай!" Заплакал Саша от стыда,. Уткнулся носом в стену. - Нет, - говорит он, - никогда,. Очков я не надену! Но мать утешила его:- очков носить не стыдно. Всё надо делать для того, чтобы лучше было видно!    

1.О характере человека мы узнаем при общении его с другими людьми. Что же такое характер? Характер – это совокупность основных наиболее  устойчивых психологических и духовных качеств, свойств человека, которые проявляются в его поведении.2. Человек с характером – волевой, твердый, а человек без характера – слабовольный. В пословицах так говорят о характере : «Каков характер, таковы и поступки». « С виду тих, да характер лих».  «Слово сказал, как узлом завязал». «Характер определяет человека».                   1.Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чем: видел Настю я на улице сейчас, Настя – славная девчонка, Настя ходит в пятый класс. Но давно уже от Насти я не слышал слово – здравствуйте. Слово то какое, очень дорогое.2.Встретил Витю я , соседа ,встреча грустная была, на меня он, «как торпеда», налетел из-за угла. Но представьте – зря от Вити ждал я слово - извините. А слово  то какое – очень дорогое.3.Он про внучку говорил: экая досада, я портфель ей подарил, вижу, очень рада.  Но нельзя молчать, как рыба, ну сказала – бы спасибо. 

  6.  ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО".

УЧ: А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы "Вежливые слова"?

  • 1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).
  • 2.Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).
  • 3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо).
  • 4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).
  • 5.Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)
  • 6.И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания). 

7.  ПОРАССУЖДАЙТЕ!

  УЧ: Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет".

Малыша обидел Витя,Но перед школою в строю

Витя просит:"Извините, я ошибку признаю".

На урок пришёл учитель, Положил на стол журнал.

Следом Витя:"Извините, я немного опоздал".

Спор давно ведётся в классеВежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашемИ скажите нам ответ.

УЧ: Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?

.9.  СЛУШАНИЕ РАССКАЗа        ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА

Маленький Дима никогда не говорил «спасибо» и «пожалуйста». Каждый день, с утра и до вечера, раздавались его требования:
   - Поиграй со мной! Порисуй со мной! Дай мне карандаши! - кричал мальчик старшему брату Вите.
   - Мама, купи мне заводную машину!
   - Бабушка, дай мне попить! Принеси еду в мою комнату!
   - Дедушка, почитай мне сказки!  Такое поведение Димы очень огорчало его родных, однако они никогда ни в чём не отказывали ему и исполняли все его требования. Мама, постоянно напоминала мальчику о том, что надо быть вежливым и говорить, «пожалуйста», когда, о чём-то просишь, и - «спасибо», когда благодаришь.   «Зачем я буду говорить эти слова?» - думал Дима. - «Я и без них получаю то, что хочу».    Какое-то время, мальчик продолжал расстраивать близких неуважительным обращением... Но однажды, они решили его проучить... Как-то, Дима вернулся домой из школы. Был обычный день, ничем не отличающийся от других дней. Мальчик скинул свой рюкзак и как всегда по возвращении домой, пошёл на кухню, где бабушка готовила обед.
   - Бабушка, я голоден, дай мне что-нибудь поесть, - потребовал он.
   - Витя, пойдём играть в морской бой, - крикнул Дима, проходя мимо комнаты брата.   - Дедушка, я оставил свой рюкзак в коридоре, принеси его сюда!
 Дима был уверен, что бабушка, дедушка и брат сделают всё, что он им сказал, потому что так было всегда. Он сидел в своей комнате и ждал. Время шло, но ничего не происходило. Не выдержав, Дима выбежал из комнаты, посмотреть, что происходит. Каждый находился на своём прежнем месте и не спешил выполнять его приказания.  «Витя, ты, почему не идёшь играть со мной!? Бабушка, я хочу есть! Дедушка, где мой рюкзак!?» - возмущался мальчик. Однако никто не обращал внимания на его просьбы. Все продолжали заниматься своими делами. Родные вели себя так, как будто не видели и не слышали мальчика. Дима смутился и даже расстроился. «Почему никто не отвечает на мои просьбы? Что-то здесь не так», - рассуждал он. - «Может быть, они заболели, какой-то страшной болезнью, из-за которой перестали слышать и видеть меня?» От этих мыслей Диме стало страшно... Когда мама вернулась с работы, Дима выбежал ей навстречу:  - Мама, мама, случилось, ужасное... - Что случилось, сынок? Почему ты так взволнован? - спросила мама. - Дедушка, бабушка и Витя заболели страшной болезнью, - выпалил сын.    - Что это за болезнь?    - Они не слышат и не видят меня, - сказал мальчик.    - Да, что ты говоришь, - удивилась мама. Почему ты так решил?    - Потому что, сегодня весь день они меня не замечают и когда я их, о чём-то прошу, они не отвечают, и не делают того, о чём я их попросил. Мамочка, что нам теперь делать?   Мать с улыбкой посмотрела на сына:
   - Скажи, сынок, ты помнишь «вежливые» слова, которым я тебя учила?
   - Конечно, помню: «спасибо» и «пожалуйста». А при чём здесь это? - недоумевал Дима. - А при том. Говорил ли ты дедушке, бабушке и брату вежливое слово «пожалуйста», когда о чём-то их просил? - поинтересовалась мама.  - Не-е-е-ет, - смущённо ответил сын.   - Вот видишь, - сказала мама с укором. - Поэтому твои родные не видели тебя и не слышали твоих просьб, и не отвечали на них.  - Так значит, они не больны и всё видят и слышат?    - Конечно, и ты можешь прямо сейчас в этом убедиться.   - Как? - поинтересовался Дима.   - Пойди и попроси у них, всё, о чём ты просил раньше, только теперь не забывай говорить вежливые слова «пожалуйста» и «спасибо».    Дима подбежал к брату, вежливо произнёс: «Витя, поиграй со мной, пожалуйста» и замер в ожидании. «Конечно, поиграю», - с готовностью отозвался брат. Вежливое слово «пожалуйста» подействовало на Витю. Дима радостно побежал к бабушке: «Бабушка, покорми меня, пожалуйста». «Конечно, внучик, сейчас я тебя накормлю». «Опять помогло вежливое  слово!» - радовался мальчик, - «теперь осталось проверить дедушку». «Дедушка, принеси, пожалуйста, мой рюкзак, а то он такой тяжёлый». «Сейчас, мой дорогой, принесу», - отозвался дедушка. «Спасибо, дедуля!» - поблагодарил Дима в ответ.    Дима не мог поверить в чудо, которое свершилось на его глазах. Всё так просто! Нужно всего лишь произнести вежливое  слово « пожалуйста», когда, о чём-то просишь, и ты получишь, то о чём просил. А когда получаешь, нужно не забыть сказать «спасибо».  Дима хорошо запомнил этот урок. С тех пор, он всегда всем говорил «пожалуйста» и «спасибо». Котенко Вика. Стр 74 – Стать добрым волшебником, ну – кА , попробуй!

Даже дети знают: некрасив  Не сказать за доброту «Спасибо!»
Это слово с детства нам знакомо И звучит на улице и дома.
Но порой его мы забываем, и в ответ лишь радостно киваем...
И уже достойны нашей жалости Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».
И не каждый вспоминать готов Смысл сокровенных добрых слов.
Слово - как молитва, попроси. Этим словом: «Бог меня спаси!»
Слушали ВЫ все мои слова. Благодарствую!!! СПАСИБО Вам!!!

 - Наш праздник подошел к концу. Я надеюсь, Вы все поняли и ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА для ВАС СТАНУТ ХОРОШИМИ ДРУЗЬЯМ

 

 

Сайт создан в системе uCoz