Кошелева Н.А.

методические разработки

 
 

                                                    Детский сад и семья.

 

     "Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия.."    Л.А.Никитина                                                                                                                                                                          

Совместная работа воспитателей и родителей по формированию личности ребёнка имеет не только педагогическое, но и социальное значение. Ведь речь идёт о том, чтобы решить задачи всестороннего воспитания дошкольников объединёнными усилиями педагогического коллектива и родителей воспитанников детского сада.

Моя педагогическая цель –  на основе образовательной программы вести постоянную работу с родителями в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребёнка.

Я работаю в младшей разновозрастной группе. Мой педагогический стаж 23 года. Все эти годы я работаю в нашем детском саду. В большинстве случаев я  знаю родителей своих воспитанников, особенности воспитания малышей в их семьях. Я собираю сведения: об их поведении, чем любят заниматься, во что играют дома. Выясняю культурный и образовательный уровень семьи, бытовые условия, есть ли в семье единство требований к ребёнку, взаимоотношения между взрослыми членами семьи. Из этого я делаю выводы о поведении ребёнка и определяю подход к нему.

В то же время группа пополняется новичками, которые ранее не посещали дошкольное учреждение. Требования детского сада для новеньких и их родителей являются новыми, непривычными. Вновь поступивших малышей важно окружить заботой и вниманием. Я  обращаюсь к ним не только по имени, но и так, как их называют дома, стараюсь избегать делать замечания, осторожно вовлекаю в общегрупповые мероприятия. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что душевные качества воспитателя в полной мере раскрываются в характере общения с вновь поступившими детьми. Мне важно видеть эмоциональное состояние ребёнка и соответственно откликаться на его настроение.

К началу учебного года я готовлю ряд материалов по работе с родителями главным образом наглядного характера: тематические стенды, папки -  передвижки,  уголки книг, представляю режим дня детей с краткими комментариями о роли его выполнения. На стендах даю рекомендации по вопросам адаптации ребёнка к коллективу, по отдельным вопросам выполнения программы. Я приглашаю родителей в группу для просмотра режимных моментов (раздевания, кормления, укладывания спать), игр и непосредственной образовательной деятельности. После просмотра родители обмениваются впечатлениями, рассказывают о своём опыте, сравнивают свои методы воспитания с моей работой. Это способствует установлению доброжелательных, доверительных отношений между воспитателем и родителями, приобщению к жизни детского сада.

Я провожу 3 открытых  родительских собраний в течение года, на которых присутствуют коллеги и  сотрудники детского сада. Для повышения активности и заинтересованности родителей мы составляем для них вопросники, конспекты занятия – беседы, памятки, оформляем выставку детских работ,  заранее объявляем о теме и повестке собрания. В свободной беседе мы обсуждаем проблемы, совместно находим им решение, что способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях  детского сада и семьи.

Повседневные вопросы, которые задают отцы и матери, наблюдения за детьми дают материал для проведения консультаций. Я провожу групповые консультации по договорённости на общую тематику. Индивидуальные консультации проводятся по мере надобности по тем вопросам, которые волнуют отдельных родителей с учётом поведения конкретного ребёнка.  Также я организую собеседования после прочтения предложенной мною педагогической литературы или папки - передвижки.

В процессе воспитания детей в повседневных встречах возникают вопросы как у родителей, так и у воспитателя. Я провожу плановые и внеплановые беседы. Они могут быть вызваны тревожными случаями или стремлением рассказать отцу или матери об успехах ребёнка. Очень важно мне в беседах с разными членами семьи подобрать правильный тон, чтобы получился содержательный диалог, продумать, что и как сказать родителю. Иногда я использую методическую литературу, на которой можно аргументировать свои доводы.

Мои отношения с детьми строятся на равной основе, родители же долго остаются с ребёнком в личностных контактах. Им надо вовремя перестраивать отношения, давая ему простор для пробы своих возможностей. Дети, освобождаясь от опёки взрослых, становятся более равноправными членами семейного коллектива. Ребёнок узнаёт цену заботам о себе и постепенно приобретает умение заботиться о своих близких. Я обращаю внимание родителей на то, что для ребёнка результат его усилий значим в оценке взрослого. Поэтому его стремлению быть самостоятельным способствует одобрение.       

Наблюдения показывают, что иногда на гигиену нервной системы родители не обращают должного внимания. В одних семьях они держат детей в чрезмерной строгости, очень требовательны. Ребёнок раздражительный, упрямый или , наоборот, вялый. В других семьях, особенно если ребёнок единственный, его постоянно ласкают, хвалят. Заласканный и изнеженный ребёнок становится чувствительным, ни к чему не способным. Я советую родителям с помощью специальной литературы пересмотреть свой путь воспитания и как следует решить тот или иной вопрос дома. Ребёнку необходимо спокойное, ровное отношение родственников.

Педагоги детского сада -  местные жители. В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны: личные связи с семьями своих воспитанников позволяют нам легко входить с ними в контакт. В то же время сохранение необходимой дистанции, позволяющей предъявить к родителям требования, дать им указания, когда сложились неофициальные отношения, представляет определённую трудность. После ознакомления с работой детского сада я даю родителям «задание на дом» -  в условиях семьи продолжить воспитательную работу: прочитать рекомендуемую книгу, побеседовать о прочитанном, изготовить вместе с детьми пособия для детского сада.

Мы решили организовать субботники, когда предусмотрена посильная работа детей и родителей совместно с персоналом. В конце подводим итоги общего труда. Осенью родители участвуют в заготовке овощей на зиму. Родители помогают нам в оформлении музыкального зала к утренникам, развлечениям, дома готовят детей к выполнению заданий, которые будут даваться во время наших мероприятий.

 Требования к содержанию педагогической информации, к формам общения педагогов и родителей постоянно повышаются. Опыт показывает, что если нет глубокого знания семьи, нельзя рассчитывать на то, что усилия, которые я предпринимаю, стараясь повлиять на семейное воспитание, будут эффективны.  Мои методы работы с семьями, я считаю, позволяют строить дифференцированный подход в работе с ними. Вопросы повышения педагогической культуры родителей нужно рассматривать в связи с повышением моей квалификации, потому что уровень моего мастерства определяет уровень воспитанности детей, отношение родителей к детскому саду, ко мне и моим требованиям.

От того, как детский сад и семья совместными усилиями будут укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них познавательные интересы, развивать нравственно и эстетически, зависит их успешное обучение в школе.