МКОУ Писаревская сош                                       методика

Детский сад

 

КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

ИСКУССТВО БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ

 

 

Воспитатель

Павловская Марина Николаевна

Вторая квалификационная категория

« Умение воспитывать- это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины».

А.С. Макаренко.

 

Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему научит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту. Эти слова точно отражают суть моего профессионального выбора. Мой педагогический стаж- 18 лет, в данной должности- 8 лет.

Воспитатель должен любить детей, жить для детей- без этого его работа не имеет смысла. Когда речь идет о детях, педагогу надо самым добросовестным образом относиться к делу. Праздность в работе немыслима. Все до единой минуты должны быть посвящены нуждам подопечных, пониманию их интересов. Значит, требуют рациональной организации обучение и отдых, познание мира, игры, труд, прогулки. Взаимоотношения взрослых и детей в группе детского сада должны быть личностно важными для них, основанными на взаимном доверии и уважении.

В нашем ДОУ созданы благоприятные социально- педагогические условия для разностороннего развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации, обеспечения чувства психологической защищенности.

Я работаю в двух разновозрастных группах: для детей младшего возраста ( 3-5 лет) и для детей старшего возраста ( 5-7 лет).Дети младшего возраста очень ранимы, и с этим нельзя не считаться. Еще В. Г. Белинский предупреждал, что детская душа- инструмент тонкий, нежный и обращаться с ним нужно бережно, чтобы не испортить, не сломать его. Малышей обязательно надо ласкать: то погладить по головке, то слегка обнять и сказать ласковые слова. Старшие дети больше любят словесную похвалу, они стесняются ласки.

В своей работе особое внимание уделяю социальному и творческому развитию детей. Считаю одной из приоритетных задач своей деятельности- научить их ориентироваться в современном мире, стать коммуникабельными людьми, развивать воображение и фантазию, пробудить творческую активность, раскрыть талант. Работая с детьми, стараюсь развивать их индивидуальные способности, особенно в творческой речевой деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Практикую разнообразие в организации образовательной деятельности. Каждый раз придумываю новое, что помогает ребятам творчески мыслить, проявлять свои природные способности. Такой подход дает детям возможность чувствовать себя комфортнее. Широко использую метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций; экспериментирование; опытно- исследовательскую деятельность; решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д

Одним из принципов своей работы считаю личностно- ориентированный подход к детям. Стараюсь строить работу так, чтобы ребенок, оставшись на весь день без родителей, чувствовал теплоту, заботу окружающих.

Большое внимание уделяю предметно- пространственной среде. Ведь это место, где ребенок проводит большую часть времени и может реализовать свои интересы. Поэтому забочусь о том, чтобы детям было комфортно, чтобы они могли удовлетворить свои потребности в движении, общении, познании. Все игровые материалы и пособия находятся в группе в доступном месте, ими можно пользоваться самостоятельно, что обеспечивает самореализацию детей с разным уровнем развития.

Нравится заниматься с детьми оригами. Это искусство помогает развивать художественный вкус и логику, память, способствует формированию пространственного воображения, концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, рука хорошо подготавливается к письму.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие- не умеют это делать, третьи- не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучие в каких- то конкретных, но важных вопросах семьи. Беседы с родителями провожу как индивидуальные, так и групповые. И в том, и в другом случае четко определяю цель: что необходимо выяснить, чем могу помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподношу таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Воспитатель должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

И, в заключение, хочется назвать основные составляющие, на которых строится моя педагогическая деятельность:

  • ребенок, как уникальная развивающаяся личность;
  • педагог, как личность, носитель образования;
  • командная работа, как основа достижения целей и успеха;
  • стремление к качеству, совершенству;
  • культура организации взаимоотношений;
семья- как основная среда личностного развития ребенка, сотрудничество с ней