на главную   Павловская М.Н.       Детский сад МКОУ Писаревская СОШ
   
    Выступления
    1. Реализация основных положений ФГОС ДО в работе по развитию речи дошкольников

  2.   Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию

 

Выступление на МО воспитателей Детского сада МКОУ Писаревская СОШ

 

 Реализация основных положений ФГОС ДО в работе по развитию речи дошкольников

 

Воспитатель Павловская Марина Николаевна

 

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством общения, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это положение подтвердили исследования, проведенные в области речевого развития дошкольников психологами, педагогами, лингвистами: Л.С.Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным,

 А. В. Запорожцем, А. А. Леонтьевым, А. А. Пешковским,  В.В.Виноградовым,

К.Д. Ушинским и другими.

Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере- как овладение ребенком языковыми навыками- фонематическими, лексическими, грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями- в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми. Это важно для формирования культуры речи и культуры общения.

 «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию  и устанавливает нормы и положения. В частности, указывает на включение в образование дошкольников образовательной области «Речевое развитие». Это влияет на организацию образовательной деятельности в ДОО. В дошкольном образовании созданы все условия для развития детей, их позитивной социализации. « Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации…» (ФГОС ДО 2.4).

Почему развитие речи является одним из условий социализации детей?

Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Взаимодействуя с социальной средой, ребенок приобщается к общественной жизни и постигает социальный опыт. Развитие речи- одно из условий социализации, так как слово обеспечивает содержание общения. Поэтому одним из немаловажных направлений развития и образования детей, установленных ФГОС ДО, является речевое развитие, которое « включает владение речью как средством общения и культуры». Общение- это « сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия…».Главным образом данный процесс реализуется в ходе диалога при помощи вербальных и невербальных средств. Особенностью вербального общения является его звуковое оформление. Это напрямую связано с понятием « речь». Развитие речи заключается в формировании навыков ( произносительных, лексических, грамматических) и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета.

Целью развития речи дошкольников является: обеспечение своевременного и эффективного ее развития как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности. Специальные задачи развития речи – это развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, развитие диалогической ( разговорной) и связной монологической речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, ознакомление с художественной литературой.

Одним из основных концептуальных положений Стандарта является определение образовательных областей. В качестве структурной единицы, представляющей речевое направление развития и образования детей, выделена образовательная область « Речевое развитие». Традиционная система работы по развитию речи естественно входит в данную образовательную область ( ФГОС ДО, приказ № 1155). « Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС ДО 2.6).

Целевые ориентиры дошкольного образования указывают на социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Познакомимся с ними  (ФГОС ДО 4.6):

« К целевым ориентирам дошкольного образования в области «Речевое развитие» относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

В младенческом и раннем возрасте:

- владеет активной речью, включенной в общение;

- может обращаться с вопросами и просьбами к взрослым, понимает их речь;

-знает названия окружающих предметов и игрушек.

На этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью;

- может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- может выделять звуки в словах;

- у ребенка складываются предпосылки грамотности».

На современном этапе в образовании отмечается направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей ребенка, раскрытию его личностных возможностей, подготовке к жизни в современных условиях.

« Программа направлена на: создание условий… личностного развития, развития инициативы и творческих способностей…» ( ФГОС ДО 2.4). В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовой к саморазвитию личности.

В процессе образовательной деятельности необходимо учитывать принцип коммуникативно- деятельного подхода. Одно из направлений принципа- развитие речи у детей в процессе общения ( коммуникации). В дошкольном детстве последовательно возникают и сменяются несколько форм общения детей со взрослым: ситуативно- личностная, ситуативно- деловая, внеситуативно- познавательная и внеситуативно- личностная. Каждой форме общения соответсвуют определенные особенности речи ребенка- лексика, грамматический строй, выразительность.

« Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности…» (ФГОС ДО 1.2).

« В раннем возрасте ( 1год- 3 года) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, глина, вода, тесто и пр.),общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями ( ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; для детей дошкольного возраста ( 3 года- 8 лет) ряд видов деятельности, таких как: игровая, включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная( общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно- исследовательская ( исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд ( в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная ( рисование, лепка, аппликация), музыкальная ( восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная ( овладение основными движениями) формы активности ребенка» (ФГОС ДО 2.7).

Примеры формирования у дошкольников умения рассказывать:

- рассказы детей в ходе экскурсий, наблюдений, разнообразной трудовой деятельности, экспериментирования, коллекционирования ( повествовательная речь);

-творческие игры. Например, в игре « Телевидение» дети могут взять на себя роль ведущих программ, а частью игры может быть репортаж с места событий в « прямом эфире». Игра может носить долгосрочный характер, например, ежедневные «выпуски новостей» о жизни дошкольников младших групп, утренников и т.п. Во многих сюжетно- ролевых играх есть роль рассказчика. В игре « Дочки- матери» мама рассказывает детям сказку; в «Школе» учитель объясняет новый материал; в « Путешествии» экскурсовод повествует о каком- либо событии; в игре «День рождения» звучат рассказы детей, отражающие жизненные события.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования устанавливает, что «обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях» ( ФГОС ДО 2.9).

Принцип интеграции в образовании обусловливается  возрастными особенностями дошкольников. Ребенок дошкольник «целостен», поэтому формирование полной картины мира желательно осуществлять адекватными способами- через взаимодействие, взаимопроникновение образовательных областей, то есть интегративно.

Специфика модели интеграции « Речевого развития» состоит в том, что решение основных психолого- педагогических задач указанной области осуществляется во всех областях образовательной программы дошкольного образования.

Образовательная область « Социально- коммуникативное развитие»: развитие общения, связной речи в процессе усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные, в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых, освоения способов безопасного поведения в быту, социуме, природе и пр.

Образовательная область « Познавательное развитие»: развитие общения, связной речи в процессе познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Образовательная область « Художественно- эстетическое развитие»: развитие общения, связной речи в процессе становления эстетического отношения к окружающему миру; формирования элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора.

ФГОС ДО направлен на решение задач « объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс…» ( ФГОС ДО 1.6).

Исходя из этого, большинство педагогов отдают предпочтение комплексно- тематическому принципу построения образовательного процесса, который позволяет избежать «мозаичности» образовательной деятельности. В данном случае предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Например, обучение грамматическим навыкам детей пятого года жизни в ходе тематической недели на тему « Хотим все знать об одежде» может осуществляться следующим образом:

1.     Организация предметно- развивающей среды.

2.     Продуманность совместной деятельности с детьми и их самостоятельной деятельности в рамках организованной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Например, утром, для закрепления навыков образования форм родительного падежа множественного числа можно провести дидактическую игру « Чего не стало?» или игру «Волшебный сундучок», цель которой- образование относительных прилагательных и согласование их с существительными в роде  и падеже. В ходе дидактического упражнения «Скажи ласково» тренировать в образовании уменьшительно- ласкательных форм слов ( шуба- шубка, пальто- пальтишко и т.д.). Провести упражнение «Подбери слово» ( платье какое?-новое, нарядное, летнее), согласовывая существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, или упражнение «Что у кого?»( У мальчика- рубашка, а у девочки- платье), составляя сложносочиненные предложения.

При подготовке к прогулке поговорить с детьми о том, что они надевали или снимали; образовывать относительные прилагательные: Катя, у тебя носки связаны из шерсти, значит, они какие?».(Шерстяные.)

Во время этих разговоров закреплять в активной речи предлоги «в», «на», «под», «из», «с», «из- под», задавая вопросы: « Аня, куда ты повесишь юбку?» и т.п.

Обращать внимание детей на значение слов: застегивать, расстегивать, одевать, надевать и т.п. Можно использовать речевые ситуации, с целью употребления в речи предложений, состоящих из двух грамматических основ, применить ситуацию « Оденемся сами».( Сначала я надеваю брюки, а потом надеваю кофту.) Для употребления существительных во множественном числе, родительном падеже рассмотреть ситуацию «Чего не хватает?»: «мы собираемся на прогулку. Какую одежду мы надеваем, когда идем на прогулку? У Димы только кофта. Чего ему не хватает?»

Эффективны поручения. Например, предложить детям посчитать до пяти и обратно. Цель: употребление несклоняемых существительных в единственном и множественном числе, согласование их с числительными: одно пальто, два пальто, три пальто, четыре пальто, пять пальто.

На прогулке можно провести речевые упражнения: « Какая бывает одежда?» ( словообразование). « Одежда для детей- детская» и т. д.

«Один- много» Цель: употребление существительных во множественном числе, родительном падеже ( один носок- много носков, один свитер- много свитеров и т. д.).

«Скажи ласково». Цель: употребление уменьшительно- ласкательных форм существительных ( носки- носочки, шарф- шарфик и т. д.)

3.     Организация совместной деятельности с родителями и социальными партнерами.

В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека первый его «университет». Но, в отличие от студента настоящего университета, ребенок учится сразу на всех факультетах. Он постигает тайны живой природы и природы неживой, усваивает азы математики, излагает свои мысли логично, выразительно, приобщается к филологическим наукам. Дошкольник приобретает умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, сопереживая его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов- предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.

  

 

Используемые источники

 

1.     О.С.Ушакова « Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития». Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2010.

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования « Дошкольное воспитание» №2 2013 год.

3.     О задачах развития речи « Дошкольное образование» №4 2016 год.

 

 

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию     (из опыта работы)

 

Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам - всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Наш педагогический коллектив стремится растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.

Формирование такого осознанно правильного отношения к природе- длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше. Природа окружает ребенка с ранних лет. Дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хорошо известна. Умение наблюдать рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формируется чувство прекрасного. В процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. те личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС  ДО.

 Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Основная форма экологического воспитания- это непосредственно образовательная деятельность. Она является ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой.

 Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения в природе. Намечает воспитатель экскурсию исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Экологические праздники и досуги. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих ме- роприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.

Ознакомление детей с природой в повседневной жизни. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организует разнообразные игры с природным материалом- песком, глиной, льдом, листьями и т. д. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. В группе необходимо создавать соответствующую ППС, которая предусматривает построение вариативного развивающего пространства, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, участников совместной деятельности.

Труд. Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

В педагогическом процессе используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, подводят детей к умению обобщать и клас- сифицировать. Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и родителей желание любить, беречь и охранять природу.